КИШИНЕВ, 2 июн - Sputnik. Депутаты приняли во втором, окончательном чтении внесение изменений в закон о Службе информации и безопасности и Закон о свободе выражения мнения (так называемый "закон о борьбе с дезинформацией").
Законопроект о внесении изменений в Закон о свободе выражения мнения, а также в Закон о службе информации и безопасности был принят в окончательном чтении голосами 54 депутатов.
Оппозиция потребовала исключить этот законопроект из повестки дня, мотивируя это несоблюдением действующего законодательства.
По словам депутата от парламентской фракции Блока коммунистов и социалистов Аделы Райляну, посредством поправки концепция проекта была изменена практически на треть. Более того, Рэйляну утверждает, что были допущены отклонения, связанные с регистрацией и представлением поправки к этому проекту.
Запрос БКС не нашел поддержки парламентского большинства и вопрос остался в повестке дня, чтобы затем по нему прошло голосование.
Законопроектом предлагается определить понятия "медиа-информационное пространство", "публичное информационное пространство", "ложная информация", "информация, влияющая на безопасность публичного информационного пространства" и "дезинформация". Положения проекта предусматривают, что дезинформация или распространение информации, влияющей на безопасность публичного информационного пространства, запрещены.
Согласно поправкам в статью 2 Закона о свободе выражения мнения, "информация, влияющая на безопасность публичного информационного пространства - ложная информация, способная вызвать панику, социальную напряженность или конфликт, военный конфликт, технические катастрофы, гуманитарные катастрофы и тому подобное".
Поправка также гласит, что такой информацией является информация, которая:
призывает к ненависти или насилию;
оправдывает или поощряет военную агрессию, гибридную агрессию или ее элементы;
исходит от органов государственной власти государств, находящихся в объявленных военных конфликтах/признанных в качестве государств-агрессоров;
оправдывает или поощряет терроризм;
оправдывает, продвигает или прославляет диктаторские режимы;
враждебны демократическим ценностям и процессам;
ставят под угрозу общественные ценности, такие как демократическое правление, национальная безопасность, социальная сплоченность, общественная безопасность, публичное здоровье, экологический баланс и т. п.;
по своему объему и зоне распространения учреждает превосходство одной идеологии над другими;
противоречит распоряжениям органов, уполномоченных управлять чрезвычайным, осадным или военным положениями в течение объявленных ситуаций.
При этом уголовная и административная ответственность предусмотрена за невыполнение положений Комиссии по чрезвычайным ситуациям или решений Высшего совета обороны, а также за распространение дезинформации или ложных сведений, затрагивающих информационную безопасность страны.
Также должны быть внесены поправки в Закон о чрезвычайном, осадном и военном положении, а также в Кодекс об аудиовизуальных медиауслугах.
Согласно поправкам в Статью 5 Кодекса,
"В случае телевизионных услуг, аудиовизуальные программы, приобретаемые за границей, должны происходить или производиться не менее чем на 50% в государствах-членах Европейского Союза, США и Канаде, а также в государствах, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Программы, произведенные дочерними компаниями или представителями поставщиков из государств, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, не могут приобретаться независимо от места их деятельности".
СИБ наделяется новыми полномочиями в том смысле, что ведомство будет разрабатывать и внедрять систему мер, направленных на выявление, предотвращение и борьбу с действиями, которые согласно Концепции информационной безопасности Республики Молдова, представляют собой "угрозы информационной безопасности".
В частности, статья 10 (1) Закона о Службе информации и безопасности дополнена следующими пунктами:
"(2)Служба информации и безопасности утверждает обязательное к исполнению представление и обнародует список источников онлайн-контента, распространяющих дезинформацию/ложную информацию, влияющую на информационную безопасность. В обязательном к исполнению представлении указываются основания, по которым источник онлайн-контента был включен в список, а также и ложная информация, влияющая на информационную безопасность.
(3)Поставщики сетей и/или услуг электронных коммуникаций, на основании обязательного к исполнению представления Службы информации и безопасности, обязаны немедленно заблокировать доступ пользователей из Республики Молдова к включенным в указанное представление источникам онлайн-контента".
Закон вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова, за исключением положений пункта 3 статьи VII о дополнении частью (6) статьи 6 Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах ("В случае линейных аудиовизуальных медиауслуг поставщики медиауслуг обязаны резервировать для европейских аудиовизуальных произведений, созданных независимыми производителями в Республике Молдова, не менее 10% времени вещания каждой услуги за вычетом времени, отведенного на новости, спортивные мероприятия, игры, рекламу, услуги телетекста и телеторговли"). Они вступят в силу через два года.