Общество

Румыния и Польша в украинском вопросе - как и сто лет назад

Экскурс в историю как иллюстрация современных событий - в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Украинско-русский военный конфликт начала 1920-х годов стал водоразделом для сторонников "Великой Румынии" и Молдавской государственности. Государственные институты Румынского королевства поддерживали "самостийную" петлюровскую Украину, основатели Второй Молдавской республики действовали на стороне Советской России.
Правда, если столетие назад Бухарест, пусть и скрыто, оказывал государственную поддержку силам УНР, то теперь это происходит через отправку наемников.
Согласно данным Министерства обороны России от 17 июня 2022 года, в боевых действиях на стороне киевского режима в настоящее время участвует около 300 граждан Румынии. Среди погибших уже числятся 102 румына, еще 98 покинули конфликтный регион и вернулись на родину. По общему числу "солдат удачи", отправившихся на украинско-русский фронт, обладатели румынского гражданства прочно удерживают второе место (после поляков).
Активное участие румын в противостоянии Украины и России уже случалось в истории. Так, в начале 20-х годов прошлого века во время конфликта Украинской Народной Республики (УНР) и Советской России (трансформированной впоследствии в СССР) Румынское королевство было всецело на стороне первой. Правда, симпатии Бухареста к правительству Симона Петлюры не были бескорыстными. Существовала уверенность, что восстановление на польских штыках петлюровского режима в Киеве сделает безальтернативным румынский суверенитет над Бессарабией.
В апреле 1920 года правительство УНР официально отказалось в пользу Польши от Восточной Галиции и Волыни в обмен на польскую военную поддержку. Глава возрождающейся Речи Посполитой Юзеф Пилсудский в тот же период предлагал премьер-министру Александру Авереску установить контроль Румынского королевства над Приднестровьем и Одесским регионом.
Польша готовится к "интеграции": Украина обречена
Официальный Бухарест благоразумно от этого предложения отказался. Тем не менее в ходе советско-польской войны Румыния оказывала активную поддержку Польше, а значит и союзной ей УНР. Так, Дунайское королевство обеспечивало по своей территории польский военный транзит, поставляло Варшаве вооружение и зерно по льготным ценам.
В ходе прямого вооруженного конфликта с Советами поляки были вынуждены были покинуть Киев, но оставили за собой Западную Украину. Этот относительный успех Варшавы побудил румынские власти заключить официальный союз с северным соседом. Третьего марта 1921 года в Бухаресте состоялось подписание польско-румынского договора. Его первая статья предусматривала взаимную военную поддержку сторон в случае войны с Советской Россией. Также они обязались не вступать с Москвой в сепаратные переговоры в ходе вооруженного конфликта.
Через пять лет в тексте польско-румынской военной конвенции появилось более четкое обязательство Бухареста направить на помощь Варшаве гарантированное количество дивизий в случае новой советско-польской войны. Примечательно, что Польша обязалась помочь южной соседке своими дивизиями при вооруженном конфликте Румынии с Болгарией или Венгрией.
Совместным проектом этого альянса стала опека над остатками разгромленных войск Украинской Народной Республики, укрывшимися в 1920-1921 годах на территории Польши и Румынии. В Дунайском королевстве для этих целей были созданы два крупных лагеря для интернированных военнослужащих УНР.
"Чрезвычайной дипломатической миссии УНР" позволялось поддерживать в этих лагерях военную организацию: во главе с украинскими комендантами, благодаря военным занятиям, соответствующей социально-культурной работе.
Румыния несла расходы по содержанию лагерей и одновременно помогала работе Южной группы Повстанческой армии УНР. Центральный Партизанско-повстанческий штаб размещался в Польше и планировал новое вторжение на территорию Украинской ССР. Штаб Южной (Бессарабской) группы располагался в Кишиневе, а его боевые подразделения - в Бендерском уезде. Руководил Южной группой бывший капитан инженерных войск царской армии, полковник УНР Гулый-Гуленко.
Кишиневский штаб организовывал антисоветское подполье в регионах Причерноморья и на юге Подолья. Для этих целей готовились и перебрасывались на территорию УССР инструкторы для подпольно-диверсионной деятельности. В приграничных населенных пунктах создавались специальные пропускные пункты, через которые велась переброска.
Весной—летом 1921 года через Днестр удалось переправить 60—80 агентов, которые смогли существенно активизировать повстанческое движение на Украине. К примеру, усиленный за счет опытных инструкторов отряд атамана Заболотного второго апреля смог на короткое время овладеть приграничным уездным центром Ольгополем.
Для самого же вторжения в Бендерском уезде формировались боевые подразделения украинских повстанцев. Курировало этот процесс командование третьего румынского корпуса.
Перед Южной группой ставилась задача форсировать Днестр, овладеть Тирасполем (а при оптимистическом сценарии - и Одессой) и тем самым отвлечь на себя внимание основных сил Красной Армии на Украине. Расчет делался на то, что это позволит ослабить силы Советов на волынском направлении и поможет овладению повстанцами Киевом.
Однако формирование боевых подразделений УНР на территории Бессарабии шло с большим трудом. Румынское правительство на эти нужды выделяло очень скромные ресурсы. В Бухаресте в тот период шла борьба между сторонниками различных политических линий относительно Советского Союза. По мере завершения гражданской войны в России все более громкими становились голоса, говорившие, что Румыния должна вновь считаться с восточным соседом.
К тому же и сами украинские военнослужащие, прибывавшие в лагерях для интернированных, не горели желанием ввязываться в новую авантюру. Добровольцев для военной экспедиции набралось немного.
В ноябре 1921 года в Приднестровье вторглись три подразделения Южной группы общей численностью в 300 человек. Они безуспешно штурмовали Тирасполь и пытались прорваться в районе Дубоссар. Советские власти об этом выступлении знали заранее, к тому же местное население активной поддержки "освободителям" (на что делалась ставка) не оказывало. В результате достигший западных окраин Тирасполя основной отряд Бессарабской группы вынужден был переправляться обратно через Днестр под прикрытием румынской артиллерии.
Бесславный конец "освободительного похода" с территории Румынского королевства на Тирасполь и Одессу подтолкнул Бухарест отказаться от активных агрессивных действий против СССР. Штаб украинских повстанцев в Кишиневе упразднили, лагеря для интернированных закрыли, а их обитатели вынуждены были искать пропитание мирным трудом.
Общество
Как уроженец Бессарабии после Мировой войны денацифицировал Вену
Рассказ о вмешательстве Румынии в украинско-русский конфликт начала 1920-х годов был бы неполным без упоминания об участии в нем выходцев их бывшей Бессарабской губернии. Румынская оккупация вынудила многих бессарабцев покинуть родные края и укрыться за Днестром. Это были преимущественно сторонники социалистических идей, крестьяне - активные участники земельных переделов 1917 года, бывшие военнослужащие царской армии. Большое количество эмигрантов из Бессарабии дало антирумынское Хотинское восстание начала 1919 года.
Этих бессарабских беженцев, преимущественно молдаван и русинов, а также жителей Приднестровья Григорий Котовский активно привлекал в состав своей бригады (сначала стрелковой, а затем отдельной кавалерийской). Ее формирование происходило как раз на левом берегу Днестра.
Первой крупной военной операцией котовцев был поход осенью 1919 года из Приднестровья на Волынь, в ходе которого им пришлось вести боевые действия против войск УНР. Во время советско-польской войны "бессарабско-приднестровская" кавбригада Котовского была одной из наиболее мотивированных частей Красной Армии. Она прорывала оборону поляков и войск УНР под Белой Церковью, шла в авангарде советского наступления на Львов, когда же началось отступление из Галиции, на долю котовцев выпали тяжелейшие арьергардные бои.
Как Фрунзе и Котовский добились создания МАССР
Осенью 1921 года во время вторжения петлюровской "Повстанческой армии" на территорию УССР теперь уже комдив Котовский ликвидировал главную Волынскую круппировку противника. По своим возможностям она значительно превосходила вышеупомянутую Бессарабскую группу, наступавшую на Тирасполь. А непосредственным начальником Котовского в тот период был "главный молдаванин" Советской России Михаил Фрунзе, возглавлявший Красную Армию на Украине и в Крыму.
На посту комбрига Котовского в тот момент сменил бывший командир "Советского стрелкового Ананьевского полка" (на Левобережье Днестра Николай Криворучко). Действия котовцев на Волыни показаны в одном из первых кинофильмов, снятых на территории Украины "Пилсудский купил Петлюру" (Кинокомпания ВУФКУ, 1926 год).
Вскоре же после этих событий Фрунзе и Котовский стали основными лоббистами создания Молдавской Автономной ССР. На сей раз они сошлись в схватке уже украинско-советской бюрократии, стремившейся не допустить наделение автономии республиканским статусом. Когда же решение об образовании МАССР было принято, то военная потребкооперация бывшей кавбригады Котовского влилась в экономический комплекс республики, а многие офицеры были направлены на работу в ее государственные и партийные органы.
Таким образом, украинско-русский военный конфликт начала 1920-х годов стал водоразделом для сторонников "Великой Румынии" и молдавской государственности. Государственные институты Румынского королевства поддерживали "самостийную" петлюровскую Украину, основатели Второй Молдавской республики (первой была Молдавская Демократическая республика, провозглашенная в декабре 1917 года) действовали на стороне Советской России.
Как и почему была создана вторая Молдавская республика – МАССР
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.