В ходе драматических событий 1730 года, когда в Москве решалась судьба российского трона, большой вклад в предотвращение олигархического переворота внес сын Дмитрия Кантемира - Антиох.
Широко известна литературная деятельность Антиоха Дмитриевича, а также популяризация им научных трудов своего отца в Европе. Между тем он внес весомый вклад и в политическую историю Российской империи.
Тридцатого января 1730 года скоропостижно скончался пятнадцатилетний российский царевич Петр II, готовившийся к своей свадьбе и коронации. Престол огромной евразийской державы оказался вакантным. Этим решили воспользоваться высшие сановники, составлявшие Верховный Тайный совет. Они предложили принять императорские регалии правившей в Курляндии племяннице Петра I Анне Иоанновне.
Условием сделки с ней являлся переход значительной части монарших полномочий в руки Тайного совета. Инициатором этого плана выступил представитель старомосковской знати и глава коммерц-коллегии (фактический министр экономики) Дмитрий Голицын.
Против "верховников" выступала группа интеллектуалов, удостоившаяся названия "Ученая дружина". Ее деятельность определяли Феофан Прокопович, Антиох Кантемир и Василий Татищев.
Членов "дружины" объединяла активная просветительская деятельность, в политическом плане они были решительными сторонниками петровских реформ и сильной царской власти. Верховный Тайный совет в их глазах являлся органом, узурпировавшим власть, который к тому же стремился свернуть многие из нововведений царя-реформатора.
Очень молодой Кантемир сблизился с лидером монархической партии Прокоповичем в 20-х годах XVIII в. Этому способствовало полученное Антиохом воспитание в духе преклонения перед Петром I. Прокопович же являлся близким сподвижником великого императора, активным участником его преобразований.
В 1729 г. Кантемир выступил с сатирой против невежества и врагов "Ученой дружины", в которых легко угадывались члены Верховного Тайного совета.
Но не только мировоззренческие противоречия настраивали Антиоха Кантемира против лидера "верховников". Дело в том, что Голицын приходился тестем старшему брату Антиоха - Константину Кантемиру. Используя высокое положение, вельможа помог решить вопрос о наследовании имений Дмитрия Кантемира в пользу своего зятя. В мае 1729 г. Петр II с подачи Голицына подписал соответствующий указ.
Такой ход дела не мог не раздосадовать Антиоха, поскольку согласно отцовскому завещанию, наследство должно было достаться тому из сыновей, кто добьется наилучших успехов в науках. Именно младший отпрыск сподвижника Петра I подавал в этом плане наибольшие надежды.
Гвардейский подпоручик и начинающий литератор Антиох Кантемир активно включился в обсуждение перспектив государственного устройства России при воцарении новой императрицы. Дворянство тогда было очень обеспокоено усилением власти старой аристократии в лице Тайного совета. Ходил даже слух о том, что императрицу принуждают объявить республику.
В ночь на 8 марта 1730 г. в преддверии коронации Анны Иоанновны в Москве прошли сразу два собрания политически активных дворян. Одно из них проходило в доме князя Алексея Черкасского на Никольской улице, а второе у князя Ивана Барятинского на Моховой.
Кантемир участвовал сразу в обоих и выполнял функции связного между их организаторами.
На собраниях он энергично выступал с критикой Кондиций (письменных обязательств Анны отказаться о самодержавной власти) и предлагал направить прошение в адрес императрицы с просьбой созвать представителей генералитета, офицерства и шляхетства для того, чтобы "форму правления государственного сочинить".
После того как это предложение было поддержано, неутомимый Кантемир направился в казармы гвардейских полков. Там он принялся агитировать своих сослуживцев поддержать готовившееся выступление против "верховников".
На следующий день участники собраний явились в кремлевский дворец, где преподнесли Анне Иоанновне принятую ночью петицию. Императрица распорядилась немедленно провести в Кремле по сути Учредительное собрание. Через несколько часов именно младший сын молдавского господаря зачитал выработанную собранием резолюцию. Видимо, он и стал главным разработчиком данного документа.
"Всепресветлейшая, державнейшая, великая Государыня, императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская" - начинался составленный Антиохом документ. Ключевым словом в такой формуле было "самодержица". Примечательно, что в предварительной присяге, принесенной Анне после ее прибытия в Россию, "верховники" исключили любое упоминание о самодержавии.
Устами Антиоха дворянское собрание призывало царицу принять самодержавную власть по примеру "славных и достохвальных предков". Верховный Тайный совет предлагалось упразднить и восстановить значение Сената. Упоминалось также о необходимости облегчить подати и установить форму правления "для предбудущих времен". Под последней фразой все же читается намек на модернизацию политической системы.
На резолюции стояли 166 подписей, среди которых одним из первых был автограф Антиоха Дмитриевича.
Императрица приняла этот документ и под радостные возгласы многих собравшихся (особенно гвардейцев) разорвала свои Кондиции. Тут же последовали аресты еще недавно всесильных членов Верховного Тайного совета. После короткого перерыва в России возродилась абсолютная монархия.
За кажущейся легкостью дела, задуманного Кантемиром и его соратниками по "Ученой дружине", скрывается большая опасность этого предприятия. Успех отнюдь не был предрешен: дворяне, активно митинговавшие на Никитской и Моховой, могли испугаться и не выступить публично в присутствии "верховников" в Кремле, лидеры шляхетского движения (Черкасский и Барятинский) в последний момент вполне могли пойти на компромисс с аристократией.
По Москве в начале марта распространялись слухи о скорых арестах противников Верховного Тайного совета и, начнись они, Антиох был бы среди первых.
Таким образом, выдвинувшись на ведущую роль в антиолигархическом заговоре, Антиох Кантемир проявлял немалую личную смелость. Парадоксально, но это сильно контрастирует с личностными качествами нашего героя. По природе своей он был очень мягким человеком, обычно сторонившимся политических интриг и светской суеты.
Вскоре после судьбоносных для России событий 1730 г. Антиох Дмитриевич во многом благодаря собственному желанию отправился из Петербурга в Лондон с относительно спокойной миссией российского дипломатического представителя. В Британии и Франции он провел всю оставшуюся часть своей жизни. И даже вознаграждение за поддержку Анны Иоанновны Антиох получил во многом благодаря стараниям старшей сестры Марии, выхлопотавшей для семейства 1030 крестьянских дворов в Нижегородской и Орловской губерниях.
Споры относительно отказа императрицы Анны от выполнения Кондиций продолжаются и по сегодняшний день. Одни считает его упущенным шансом установить в России конституционную монархию. Другие полагают те события предтечей расцвета дворянской державы Романовых во второй половине XVIII - начале XIX веков.
Мы же можем довериться мнению Александра Пушкина, который, несмотря на относительно демократические взгляды, нисколько не сочувствовал "верховникам". В своих Заметках по русской истории он утверждал, что победа аристократии привела бы Россию к "чудовищному феодализму". И действительно, "живой" пример победившей олигархии в реалиях Восточной Европы XVIII в. был весьма нагляден - это быстро деградировавшая и лишившаяся в итоге своей государственности Речь Посполитая. Да и положение дел в раздираемой боярскими противоречиями Молдове Антиох Дмитриевич наверняка учитывал, когда принимал решение выступить на стороне российского самодержавия.
Между тем в правление племянницы Петра I централизованная Российская держава накопила силы для нового геополитического рывка. В 1739 г. русская армия впервые после неудачного Прутского похода вступила на территорию Молдавии и взяла реванш у османов в битве при Ставучанах. После нее отряд Константина Кантемира первым вступил в Яссы, а молдавские бояре обратились с просьбой принять княжество в российское подданство. На основе этой просьбы была разработана русско-молдавская конвенция, предоставлявшая Молдове статус автономного государства под протекторатом Российской империи.
Однако этот проект правительства Анны Иоанновны не был реализован, поскольку в сентябре 1739 г. союзная России Австрия заключила с Османской империей сепаратный мир. Продолжать в одиночку войну против мощнейшей Турецкой державы Россия тогда еще не могла и поэтому была вынуждена вывести свои войска из Молдавии.
Прошло еще три десятка лет и самодержавная Российская империя окрепла настолько, что заставила Турцию отказаться от Северного Причерноморья. Ушло в историю жестоко грабившее Молдову Крымское ханство и зависимые от него ногайские орды. В том, что это произошло, есть определенный вклад Антиоха Кантемира, не допустившего в России реванш боярских кланов и свертывание модернизаторской политики Петра Великого.