В январе 1483 года молдавская княжна Елена Стефановна (известная в России как Волошанка) вышла замуж за наследника российского престола Ивана Ивановича (Молодого).
Отцы молодожёнов - господарь Молдавии Стефан III и государь Всея Руси Иван III вели переговоры об этом династическом браке с 1479 г. в очень напряжённой обстановке. Молдавия с огромным напряжением сил противостояла экспансии османов и искала поддержки. Россия готовилась к решающей схватке с Большой ордой после того как Иван III прекратил выплату дани татарам. А между тем Москве грозила смута из-за того, что взбунтовались родные братья российского правителя - Борис и Андрей Большой. Они угрожали уехать в Литву, князь которой склонялся к союзу с татарами против Ивана III.
Женитьба наследника российской короны объективно усиливала позиции правящего семейства. Кроме того, в лице господаря Молдовы Россия получала союзника, который мог бы затруднить вмешательство Литвы в русско-татарское противостояние.
Примечательно, что супружество русского царевича и молдавской княжны 450 лет назад возникло отнюдь не на пустом месте. Ведь матерью Елены и, соответственно, первой женой Стефана Великого была киевская княжна Евдокия Олельковна (Александровна), которая в свою очередь приходилась двоюродной сестрой Ивану III. Соответственно Елена Волошанка и Иван Молодой являлись троюродными сестрой и братом.
Осенью 1483 г. у них родился сын Дмитрий. Ему суждено было стать первым, кого венчали на царство знаменитой Шапкой Монамаха. Правда, он не был провозглашён самодержцем, а на византийский манер стал соправителем своего деда. Произошло это в 1498 г., спустя восемь лет после скоропостижной кончины Ивана Молодого.
Статус наследного принца для сына Елены Стефановны помогала обрести придворная группировка, в которую кроме самой вдовствующей княжны входили фактический министр иностранных дел Фёдор Курицын, предстоятель Русской церкви, митрополит Московский (до 1494 г.) Зосима.
В дальнейшем, когда Дмитрий Внук и Елена Волошанка попали в опалу, ключевые участники их придворной партии были обвинены в "ереси жидовствующих". Причём, это название было придумана противниками "сектантов" и явно носило уничижительный характер. Тем не менее именно оно вошло в официальный оборот.
Религиозный характер данной группы является одним из спорных вопросов российской истории. Её воззрения в основном известны по описаниям обличителей "жидовствующих". Среди таковых - отрицание догматов о Святой Троице, богочеловеческой природе Иисуса Христа, его посмертном воскрешении.
Само название "ереси жидовствующих" было дано её противниками за якобы отрицание "сектой" Нового Завета и явные параллели с иудейским вероисповеданием: почитание субботы больше, чем воскресенья, пользование еврейским календарем.
"Жидовствующим" инкреминировалось и непризнание многих традиционных принципов Православной церкви, в том числе института монашества, святости икон и крестов.
Современные исследователи весьма критично относятся к такому перечню обвинений, полагая, что ряд из них были приписаны этой "секте" для её дискредитации. Бесспорным является лишь то, что "жидовствующие" выступали против монастырского землевладения и церковной иерархии.
"Это была не столько "богословская ересь", сколько умственное светское антиклерикальное течение, связанное своим происхождением и направленностью с ранним европейским гуманизмом" - писал в своей работе "Движение "жидовствующих" 70—90-х годов XV в." академик Дмитрий Лихачёв.
Основателем московской группы "жидовствующих" историки считают Фёдора Курицына, вернувшегося в 1485 г. из дипломатической миссии в Венгрии и Валахии. В Москву дипломат привёз не только договор "о братстве и любви", но и идеи о кардинальном усилении монархической власти. Известно, что, вынужденно проживая в Бессарабии Курицын написал "Сказание о Дракуле воеводе". Эта притча была посвящена деяниям господаря Влада Цепеша и восхваляла абсолютную власть "богоустановленного правителя".
Важным элементом взглядов основателя московской "секты" являлось широко понимаемая свобода воли человека, т.е. признание возможности выбора между различными вариантами действий без внешнего принуждения.
В любом случае, придворная группа, находившаяся в оппозиции официальной церковной организации, не могла существовать без ведома великого князя. В 1480 г. с санкции Ивана III в Москву из Новгорода были переведены священники Алексей и Денис, обвинённые церковными иерархами в распространении еретических взглядов. В столице они стали настоятелями главных храмов кремля: Успенского и Архангельского.
Примечательно, что усомниться в справедливости официальных церковных порядков их побудило общение киевским иудеем Схарией, прибывшим в 1470 г. в Новгород в свите князя Михаила Олельковича - дяди Елены Стефановны. Схария владел глубокими по тем временам познаниями в области философии, астрономии и медицины.
Стремление использовать потенциал интеллектуалов - евреев в интересах государства являлось общей чертой московских, киевских и молдавских князей рубежа XV - XVI веков. Известно, что Стефан Великий назначил ясского еврея Исаака Бен-Вениамина Шора господарским управляющим. Тем временем в католической Европе отношение властей к представителям этого народа особым благодушием не отличалось.
Иван III поручил прибывшему из Венеции иудею Леби (Леону) лечение Ивана Молодого, страдавшего от подагры. В этом монарх шёл наперекор официальной церкви, поскольку та осуждала обращение за медицинской помощью к иноверцам.
Но взгляды государя и высших иерархов русского православия расходились не только в лечебном деле. В правление этого монарха целый ряд церковных предстоятелей вынужденно оставили свои кафедры из-за разногласий со светской властью. Проводя грандиозную перестройку Москвы Иван Васильевич не останавливался перед сносом старых церквей и кладбищ, что весьма негативно воспринималось религиозными деятелями. Широко известно очень критичное отношение князя к монастырскому землевладению и монашеству. В годы его правления темпы приобретения сёл монастырями сократились почти в три раза. Большой резонанс имел инцидент, когда архимандрита кремлёвского Чудова монастыря по приказу государя публично высекли кнутом за подделку документов.
Государь всея Руси явно не разделял массового психоза по поводу якобы ожидавшегося в 1492 г. конца света (поскольку он приходился на символичный 7000 год "от сотворения мира"). В его преддверии ряд известных богословов предрекали скорый Всемирный потоп и Второе пришествие Христа. Однако окрылённый успехом свержения ордынского владычества в 1480 г. Иван III проявлял огромную политическую активность и никак не выказывал суеверного страха перед апокалипсисом.
Последнее обстоятельство можно объяснить знакомством монарха с альтернативными, в том числе иудейскими, системами летоисчисления.
Важнейшей целью Ивана III была секуляризация церковных земель, поскольку она открывала путь для наращивания военно-служилого сословия дворян - станового хребта Российского государства. В совокупности с действиями по ослаблению монастырей, ликвидаций церковных поборов и других злоупотреблений клира это было вполне созвучно с Реформацией церкви, начинавшейся тогда же в Европе.
Вольно или нет, но Елена Волошанка оказалась причастна к деятельности придворно-религиозной группы, которая была объективным союзником великокняжеской политики в отношении в отношении церковной реформации. Митрополит Зосима, также участвовавший в этой группе стал одним из первых выразителей концепции "Москва - третий Рим". Архипастырь провозглашал Ивана III "государем и самодержцем всея Руси, новым царём Константином... и иным многим землям государем".
Тем самым объявлялось лидерство российского монарха как в отношении других православных народов (как наследия Византии), так и абсолютная власть монарха внутри России (в том числе и над церковью).
Примечательно и то, что великий князь Дмитрий Иванович был едва ли не единственным членом царской фамилии, который не обладал на рубеже XV - XVI веков собственным удельным княжеством. Ряд историков видят в этом также проявление абсолютистских взглядов "молдавской" партии, осуждавшей практику существования полунезависимых государственных образований внутри суверенного государства.
Однако эти идеи "жидовствующих" слишком сильно опережали своё время. В первые годы XVI группу интеллектуалов в окружении Дмитрия Внука и Елены Волошанки постиг разгром.
После 1500 г. из официального документооборота исчезло имя Фёдора Курицына. По всей видимости он попал в опалу. В 1502 г. тюремному заключению подверглись Елена Стафановна и Дмитрий Иванович. Лишённые высокой поддержки, противники официальной церкви стали лёгкой добычей для оппонентов.
В 1504 г. под председательством нового соправителя Ивана III - Василия Ивановича состоялся церковный собор, приговоривший нескольких представителей "жидовствующих" к смертной казни. Сам государь не принимал участия в этом мероприятии поскольку годом ранее пережил инсульт и был частично парализован. Удар его постиг как раз в ходе церковного форума, на котором монарх безуспешно пытался добиться секуляризации церковных земель.
Потомкам Стефана Великого - Елене и Дмитрию уже не довелось покинуть тюремных застенков, однако идеи, которые отстаивала их придворная партия всё же воплотились в России через три столетия. При Петре I монарх был признан официальным главой Русской Православной церкви, а при Екатерине II произошла секуляризация большей части церковных земель.