Политика

Беляков: последствия возможного теракта мы оцениваем как достаточно серьезные

Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья дал интервью Sputnik Молдова.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
На этой неделе открылись новые подробности теракта, который предотвратили приднестровские спецслужбы. Оказалось, что одной из целей были представители Миссии ОБСЕ – во время их встречи с лидером Приднестровья 14 февраля в Бендерской крепости. Это часть Зоны безопасности, в нескольких сотнях метров – миротворческий пост. Корреспондент Sputnik Молдова поинтересовался у сопредседателя Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Олега Белякова, как это отразилось на функционировании миротворцев, и какие последствия имел бы теракт, если бы его всё-таки совершили.
- Олег Леонидович, на сегодняшнем заседании Объединённой контрольной комиссии вы зачитали заявление приднестровской стороны о предотвращённом теракте. О чём оно?
- Делегация Приднестровья выступила с официальным заявлением в рамках ОКК о предполагаемых террористических актах в районе с повышенным режимом безопасности. В нём мы дали чёткое обоснование всего того, что могло произойти в Зоне безопасности. Мы основывались на показаниях следственных органов, на документах, которые поступили именно в ОКК и представили их сегодня всем членам и делегациям.
В этом заявлении, в первую очередь, идёт речь о попытке совершения теракта в отношении миссии ОБСЕ 14 февраля, а также о действиях, которые провели правоохранительные органы в районе с повышенным режимом безопасности в Бендерах по изъятию как взрывного устройства, так и взрывного вещества в виде гексогена. Он был упакован и спрятан в машине, которую сотрудники правоохранительных органов обнаружили в одном из кооперативов в Бендерах.
Последствия возможного террористического акта мы оцениваем как достаточно серьёзные, как для самой миротворческой операции, так и для населения, живущего в районе с повышенной безопасностью.
Из информации, которая поступила от правоохранительных органов именно в ОКК, мы установили, что данное взрывное вещество поступило в район повышенной безопасности вне пунктов пропуска. Если бы, допустим, это происходило стандартно: через миротворческие посты или пункты пропуска правоохранительных органов, то оно было бы ликвидировано и был предотвращён теракт, как это случилось несколько позже.
Установлено, что гексоген поступил с территории Республики Молдовы. Мы должны чётко отдавать себе отчёт, что деятельность самих миротворческих постов в той или иной части должна быть видоизменена. Надо усилить контроль за передвижением транспортных средств, особенно в ночное время, как это предусмотрено соответствующими инструкциями и документами ОКК. Надо разработать какие-то определённые другие механизмы, которые могли бы также работать на опережение в части возможного совершения таких противоправных актов. Мы должны усилить свою работу с правоохранительными органами сторон, чтобы контактировать с ними и своевременно принимать меры, чтобы такие происшествия не случилась.
- Молдавская сторона с вами согласна? Она намерена усилить безопасность на постах?
- Пока позиция молдавской стороны в этой части не до конца понятна. Они несколько, скажем, настороженно, вроде как с недоверием относятся ко всем событиям, которые имеют место. Но у нас есть в этой части документальное подтверждение всего происходящего. Мы должны убеждать молдавскую сторону, что предпринимать такие меры просто необходимо. А просто так отмахиваться от существующих проблем в рамках миротворческой операции, это, конечно, недопустимо.
- Олег Леонидович, неподалёку от места предполагаемого теракта находится пост миротворцев, насколько это было бы опасно для них, если бы теракт не предотвратили. И были ли бы какие-то репутационные потери для всей миротворческой миссии?
- Сама миротворческая операция, в первую очередь, отвечает за недопущения вооружённого противостояния конфликтующих сторон. Это Молдова и Приднестровье. Мы прекрасно понимаем, что учесть всё, что может происходить в Зоне безопасности с точки зрения оружия, боеприпасов в практическом плане для миротворческой операции не всегда возможно. Поэтому мы сегодня и говорим о взаимодействии с правоохранительными органами. Вот в этом контексте, конечно, надо отдавать отчёт, что правоохранительные органы Приднестровья сработали достаточно слаженно, проинформировали в полном объёме ОКК, а мы сегодня это сделали в рамках заседания ОКК. Это говорит о том, что эти темы обсуждаются и подымаются. Какого-то снижения репутации или влияния на репутацию миротворческой составляющей, я думаю, это бы не повлекло, поскольку основные задачи миротворческая операция выполняет в полном объёме.
- И нет необходимости говорить о замене их миссией гражданских наблюдателей, так называемых, голубых касок, да?
- Когда говорят о миссии гражданских наблюдателей, тут вообще возникает несколько риторический вопрос, поскольку мы по-прежнему остаёмся с Молдовой сторонами конфликта в рамках Соглашения 1992 года. И пока не будет полностью реализован пакет безопасности, какие-то определённые меры, которые бы полностью гарантировали бы элементы статусности Приднестровья, безопасности, говорить о какой-то гражданской миссии преждевременно и необоснованно.
- Изменился ли формат несения службы самих миротворцев в местах их дислокации? Усилились ли меры безопасности?
- Мест дислокации миротворцев достаточно много. Миротворческие батальоны России, Приднестровья и Молдовы находятся в Зоне безопасности. Говорить о том, что в той или иной части мы предпринимаем какие-то особые меры, чтобы обезопасить наших военнослужащих, это да, это есть. Тут скрывать не надо, поскольку, действительно, определённые меры и определённая работа в рамках самих миротворческих сил проводится. Но с точки зрения отражения этого на общем режиме безопасности, на свободе передвижения людей, на населении и т.д. на миротворческих постах, в местах непосредственного несения службы, каких-либо изменений пока не предусмотрено.
Политика
Игнатьев – о неудавшихся терактах в Приднестровье и международном резонансе