Это было обусловлено ослаблением Руси, Болгарии, Венгрии из-за монгольских вторжений. Кроме того, за спиной героя нашего повествования стояла огромная сила вновь созданной державы – Золотой Орды.
Речь о правителе самой западной провинции ордынцев, основные земли которой соответствовали территории нынешней Республики Молдова. Его имя – Ногай.
Он был правнуком могущественного Чингисхана и, несмотря на то, что официально ханом так и не стал, современники удостоили его эпитетов: "Кайзер", "Татарский царь" и даже "Император татар". Само имя Ногай скорее всего происходит от переиначенного на тюркский лад монгольского слова нохой (пес, собака). Такое имя могло быть дано в честь тотемного животного или как стремление наделить его носителя качествами верной дружбы и преданности.
Молодой темник (военачальник) и аристократ Ногай получил первую славу в ходе войны Золотой Орды с державой иранских монголов (1261-66 годов). Сначала, возглавляемый им десятитысячный отряд стойко оборонял Дербент, а за тем вторгся на территорию современного Азербайджана. Там он смог нанести поражение более многочисленному вражескому войску.
Сам Ногай при этом был ранен в голову и потерял глаз. Хан Берке удостоил отличившегося царевича больших почестей, но следующий лидер Орды (Менгу-Тимур) отправил его служить на западную окраину степного государства. В начале 1270-х годов Ногай сумел полностью подчинить проживавшие между Днепром и Нижним Дунаем половецкие племена.
Персидский ученый Рашид ад-Дин по этому поводу писал, что Ногай стал властвовать над землями "...Урус, Валлаха и Кехреба, которые он сделал своим домом и обителью..." Под таковыми подразумевались населённое русинами Пруто-Днестровье и Карпато-Дунайский регион, куда началось проникновение волохов.
Эти регионы, а также приднестровские степи составили ядро владений Ногая. Их административным центром стал отнятый ордынским царевичем у Болгарского царства город Исакча.
Верный принципам Чингисхана, Ногай радушно принимал всех, кто готов был служить его державе. Шло активное переселенческое движение с востока. На Днестре и Дунае фиксировалось новое кочевое население – "черные калпаки" (остатки печенегов, узи, берендеев и других тюркских племен), которые прежде были союзниками киевских князей. Городские центры (Акерман, Килия и др.) пополнялись ремесленниками и купцами из Средней Азии и Поволжья. На территорию современной Молдавии и Восточной Румынии мигрировали аланы (ясы), чей этноним сохранился в названии будущей столицы Молдавского княжества.
Тем не менее, среди подданных Ногая продолжали преобладать половцы (сохранились имена местных половецких вождей 1280-х годов – Кончак и Козей).
Ногай обладал огромной властью, ведь кроме земель на Дунае и Днестре за ним оставались владения в Крыму и на Северном Кавказе. В начале 80-х годов он стал "серым кардиналом" ханского двора, получил решающее слово в определении новых монархов в Сарае (столице Золотой Орды).
Улус Ногая являлся, по сути, "государством в государстве", проводящим самостоятельную политику (формально от лица всей Орды) на европейском, византийском и даже африканском направлениях.
Еще в период закрепления Ногая на Дунае его послы побывали с визитом в мамлюкском Египте. Царевич удостоился личного послания и дорогих подарков от султана Бейбарса I (имевшего половецкое происхождение).
О больших амбициях причерноморского "хана" свидетельствует его женитьба на дочери византийского императора Евфросинии Палеолог. Огромное влияние Ногая на балканские дела сделало возможным этот династический брак даже несмотря на то, что степняк к тому времени уже принял ислам.
Объединив усилия с византийским императором Михаилом VIII Ногай вмешивается в дела Болгарского царства. Два последних десятилетия XIII века этим государством правили только монархи, поддерживаемые пруто-днестровским темником. В 1285 году в Исакчу в услужение татарскому наместнику (фактически в качестве заложника) прибыл наследник болгарского престола Феодор Святослав. Позже с аналогичной миссией при Ногае находился и сербский цесаревич Стефан (будущий король Стефан III Дечанский).
Сын и соправитель Ногая Чака был женат на дочери болгарского царя (Георгия Тертера). Это вполне могло бы закончиться унией двух государств, тем более, что Чаке довелось взойти на болгарский престол (правда, не на долго).
Фактическим вассалом Ногая являлось и Галицко-Волынское княжество. В 1277 году оно обязалось выступить в совместный поход с войсками западного улуса Орды против Литвы. Эта экспедиция вполне соответствовала интересам и самого Галича, поскольку между ним и Вильно существовала острая борьба из-за спорных территорий. Ногайское вмешательство в этот спор вынудило Литву поумерить свой пыл на южнорусском направлении.
Есть свидетельства нескользких совместных походов днестровско-дунайской орды и русинов на Польшу. К примеру, в 1279 году посланные из Причерноморья в помощь галицкому князю Льву Даниловичу половецкие вожди подошли к Сандомиру и Кракову, стояли на Сяне и Висле.
Ногай весьма критично относился к попыткам центральных властей Орды вмешиваться в его сферу ответственности. В 1285 году он не поддержал поход хана Тула-Буги в Венгрию. Эта кампания потерпела неудачу и негативно сказалась на авторитете хана.
Руки дунайского наместника Орды дотягивались даже до северорусских княжеств, где он не стеснялся открыто интриговать против собственных ханов. Ногай помог заполучить великое княжение Владимирское Дмитрию Александровичу (сыну Александра Невского), стараясь взять под свой контроль русскую дань.
Экономического сотрудничества с Улусом Ногая в тот период искала Венеция. В 1292 году к дунайскому темнику прибыло республиканское посольство, которое должно было урегулировать вопросы торговли в землях Ногая и в случае успеха открыть там консульство.
Вполне возможно, неформальное государство Ногая обрело бы полную независимость на склоне его жизни или при одном из преемников. Однако на рубеже 1299-1300 годов его постигла катастрофа.
Стареющий темник решил сменить очередного своего ставленника на ханском престоле – Токту. Однако тот оказал сопротивление. Решающая битва двух ордынских войск состоялась вблизи современной Одессы. Ногай потерпел в нем поражение и умер от ран.
Это вызвало раскол в клане погибшего лидера. Многие родственники вместе с подданными перешли на сторону победившего хана. Сменивший Ногая Чака стремился сохранить наследие отца. После военных неудач он вынужден был бежать аланам. Вполне возможно, что речь об их общине в районе современных Ясс.
Последовало контрнаступление Чаки, но после новой неудачи он ушел в Болгарию. Там, согласно некоторым источникам, наследнику Ногая удалось на короткое время занять престол. В болгарской столице Тырново Чака был убит в ходе заговора местных аристократов.
В 1302 году знамя династии Ногаев поднял третий сын погибшего властелина Причерноморья – Турай. Он попытался организовать смуту в самой Орде, но и его бунт потерпел неудачу. После смерти Турая три тысячи татар, опасаясь репрессий, бежали в Болгарию.
Из региона также ушли 16 тысяч алан, ранее бывших одной из главных опор Ногая. Их опасения не были напрасными, т.к. ногайские земли были опустошены карательными походами. Невольничьи рынки в начале XIV века заполонили невольники из Пруто-Днестровья и Подунавья. Они были в основном половцами, русинами, болгарами. Апокалиптическую атмосферу того времени передает крупный клад (70 византийских золотых жемчужин), заложенный в Исакче.
После этих драматических событий Золотая Орда уже не проявляла прежней активности на Дунае и Балканах. С 1340-х годов степная держава стала погружаться в череду внутренних конфликтов, а тем временем венгерские войска перешли Карпаты и оттеснили татар к морю и Крыму. Последним оплотом ордынцев в Пруто-Днестровье был Аккерман, остававшийся под их властью до 1370-х годов. А вскоре бывшая территория улуса Ногая была освоена другими государствами – Молдавией, Валахией и Литвой.