Игры БРИКС в Казани стали самым ярким спортивным событием года в России. И пусть их изначально не позиционировали как замену парижской Олимпиаде, куда наша страна не допущена, — сравнений оказалось не избежать. Корреспондент РИА Новости Спорт Андрей Симоненко — о том, чего этим Играм надо сделать в будущем для того, чтобы стать вторыми Олимпийскими.
"Организация – пушка!"
Учитывая туманные перспективы в отношении намеченных (пока что) на осень Игр дружбы, Игры БРИКС автоматически становились главным спортивным событием года в нашей стране. А для многих — и всей карьеры. Например, целого поколения российских легкоатлетов, никогда не выступавшего в форме своей страны. С 2015 года этот вид спорта в России – под гнетом Международной легкоатлетической ассоциации. Сначала выступление избранных на международных турнирах по не всегда понятным критериям в нейтральном статусе. Теперь Россия в тотальном бане.
Однако пусть это и покажется многим странным, именно с центрального стадиона Казани, где проходили легкоатлетические старты Игр БРИКС, раздались наиболее громкие голоса, достаточно критично оценившие мероприятие. Так, победительница в спринтерском беге Кристина Макаренко назвала сравнение казанского турнира с Олимпиадой "бредом". Правда, оговорилась, что "сравнивать никто и не собирался". А шестовичка Полина Кнороз заявила, что золото Игр БРИКС и чемпионата Европы, где бы она могла выиграть с прыжком на 4,80, получившимся у нее в столице Татарстана — это разные вещи. На уточняющий вопрос, что круче, ответила: "Сами знаете". Потом расшифровала: "Хорошо, что здесь прыгнула, но хотела бы на чемпионате Европы".
Вообще, насчет того, что круче в чисто теоретическом смысле, можно и поспорить: европейское первенство в легкой атлетике — по составу далеко не могучий турнир. Игры БРИКС, если бы на них приехали хотя бы все сильнейшие из зашифрованных в эту аббревиатуру стран, были бы не слабее. Добавить лучших участников из других членов организации, а также кандидатов на вступление в нее — был бы чуть ли не второй чемпионат мира. И это не преувеличение, ведь в этом списке такие мощные в легкой атлетике страны, как Эфиопия, Марокко, Турция… Список можно продолжать.
Но вот сильнейший российский барьерист-спринтер Сергей Шубенков, в отличие от своей коллеги из "гладкого" бега, громких сравнений не побоялся.
"Отличные соревнования, — заявил он. — По организации — пушка. Конечно, масштабы несколько скромнее, чем в Париже, это отличие принципиальное. Но во всем остальном отличия не видны. В нашем забеге объединили весь цвет БРИКС, это классно, давно такого не было, очень скучал по этому делу".
На секундочку, Сергею есть с чем сравнивать. Он выступал на двух Олимпиадах — в Лондоне-2012 и Токио-2021. За его плечами пять чемпионатов мира. С четырех он увозил медали, в том числе и золото.
Страх "подкаблучных" федераций остается
Масштаб, конечно же, критерий объективный. А в остальном — термин "вторая Олимпиада" в мировом спорте неофициально используется. На этот титул постоянно претендуют сразу два мультиспортивных мероприятия, проходящие уже много лет — Игры Содружества и Азиатские игры. Как минимум к этому уровню Играм БРИКС точно можно стремиться. Но кое-что, чего не хватило в Казани, для этого в будущем точно предстоит сделать.
Самое главное: претендующим на глобальность международным стартам — а участниками Игр БРИКС были заявлены более 3000 спортсменов из 90 стран, то есть этому статусу они, конечно, соответствовали — нужны звезды. Таковые в Казани, безусловно, были — но в основном российские. Вышеупомянутый Сергей Шубенков, олимпийские чемпионы по спортивной гимнастике Никита Нагорный, Артур Далалоян, Ангелина Мельникова, олимпийские чемпионки по фехтованию Софья Великая и Яна Егорян, трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Светлана Колесниченко — видеть их в Казани было невероятно приятно.
Но зрителям нравится не просто когда наши побеждают — а когда делают это в остром соперничестве. С этим же в Казани были проблемы. Сильных иностранных участников на Играх БРИКС не оказалось. Да, белорусская сборная выступала оптимальным составом, но ее мы все-таки выносим за скобки как товарищей по несчастью в виде санкций со стороны многих международных федераций. Но в остальном — те, кто могли бы посоперничать с россиянами в столице Татарстана, решили этого не делать.
Безусловно, понятны объективные причины такого положения дел. Международный олимпийский комитет (МОК) хоть и не выражал откровенного негатива в отношении Игр БРИКС так, как "уничтожал" Игры дружбы, но явно не приветствовал приезда мировых звезд в Россию.
Загитова — топ!
В будущем стоит уделить особое внимание потенциальным "хедлайнерам" и ликвидировать некую неустойчивость спортивной программы. Когда за несколько дней до начала Игр из расписания исчезают соревнования сразу по трем видам спорта — а это произошло со скейтбордингом, пляжным волейболом и пляжным гандболом — солидности это не прибавляет.
Говоря о хедлайнерах — просто супер, что организаторы привлекли к раскрутке Игр Алину Загитову. Олимпийская чемпионка в роли посла мероприятия появилась в Казани на два дня и едва ли не затмила своим присутствием сами соревнования. За красоткой-фигуристкой гонялись и зрители, и журналисты, сама она играла на опережение, переезжая с объекта на объект, а как на нее смотрели волонтеры, с которыми фигуристка встречалась на различных аренах Игр! Запомнится, безусловно, присутствие Загитовой и тем призерам Игр БРИКС, которых она награждала медалями. Так что здесь — безусловный респект за идею.
Но в дальнейшем количество таких амбассадоров можно и увеличить. У нас только одних фигуристок, которые привлекут подобное внимание, как минимум с полдюжины. Наглядное тому подтверждение — участие той же Загитовой, Камилы Валиевой, Аделии Петросян и Софьи Акатьевой в прошлогодней Неделе легкой атлетики: тогда их фанаты битком забили Никольскую улицу, где проходили спринтерские забеги. А поклонники Александры Трусовой с удовольствием болели за ее прыжки в длину в Лужниках. Алина также регулярно повышает интерес к летним видам, участвуя в Дне московского спорта — то в роли боксерши, то в роли фехтовальщицы. Все это дополнительный, как нынче говорят, хайп — по нашим временам, штука совсем не лишняя.
Короче говоря, в Казань можно было привезти и побольше почетных гостей, привлекающих аудиторию. Не обязательно спортсменов — ведь есть еще и артисты! И не только Ольга Бузова, которая стала уже постоянной гостьей на той же легкой атлетике. Сделайте сцену в центре города — и постоянный праздник на протяжении всего турнира обеспечен. Здесь тоже за примерами "как надо" далеко можно не ходить: на прошлогодних Играх стран СНГ в Минске фан-зону организовали на Немиге, традиционном месте массовых гуляний жителей белорусской столицы. Народу сплошная радость: и "Песняров" послушать, и узнать, что в твоем городе событие, достойное внимания.
Конечно, улица Баумана в Казани — сама по себе фан-зона. В том значении, где "фан" — удовольствие. В эти дни она временами напоминала Никольскую периода чемпионата мира по футболу в России: когда в городе дневную жару сменяла вечерняя прохлада, в потоке то здесь, то там встречались люди в национальной форме стран — участниц турнира, и местные вовсю с ними социализировались. Но все-таки отдельное пространство, полностью посвященное Играм БРИКС, Казани бы пригодилось. В конце концов, это по нашим временам практически обязательный атрибут крупного спортивного события, коим эти Игры, безусловно, были.
Но все эти советы – ни в коем случае не брюзжание, а стремление сделать лучше уже и так отличное мероприятие, которое мы наблюдали последние две недели. И главное доказательство того, что оно пришлось по душе людям, — заполненные трибуны. Переживания, восторг, неподдельная радость за победы российских спортсменов — всего этого в Казани было в эти дни предостаточно. И светящиеся от счастья лица компенсировали все то, что сейчас организаторы Игр по каким-либо причинам не сделали — но непременно сделают в будущем.