Кинотавр: действующая модель для среднего класса

© Sputnik / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанк26-й Открытый Российский кинофестиваль "Кинотавр". Церемония закрытия
26-й Открытый Российский кинофестиваль Кинотавр. Церемония закрытия - Sputnik Молдова
Подписаться
В воскресенье торжественно закрылся 26-й фестиваль "Кинотавр" в Сочи. Чей это праздник, кто его гости, и вообще, что празднуем, задается вопросом Алена Солнцева.

Алена Солнцева, кинокритик, для МИА "Россия сегодня"

.Звездная дорожка. Открытие фестиваля "Кинотавр". Звезды и сопровождающие их лица позируют фотографам. Телекамеры с разных точек фиксируют светское кружение юных моделей, известных актеров и режиссеров, толпа взрывается криками, увидев знаменитость, которая при ближайшем рассмотрение оказывается Дмитрием Астраханом.

На пятнадцатом этаже гостиницы "Жемчужина" стоят две горничные. Они смотрят вниз, слышат приветственные крики и голос диктора, объявляющего имена участников, но не могут разобрать слова. Тогда одна говорит другой: "Не наш это праздник".

То, что кинофестиваль – это праздник, такое же общее место, как то, что цветок – роза, а поэт – Пушкин. Но чей это праздник, кто его гости, и вообще, что празднуем?

Фестиваль "Кинотавр", который до сих пор остается главным российским кинофорумом, родился в эпоху обновления страны, когда новые фильмы просто негде было показывать, прокат рухнул, телевидение еще не набрало обороты, а кинематографисты порой не имели денег на обед. В это скудное время Марк Рудинштейн решил создать кинофестиваль по образу и подобию европейских гигантов – Венецианского и Каннского, в курортном месте у моря, со всеми атрибутами – красной (тогда синей) дорожкой, конкурсом, призами, жюри, журналистами, пресс-конференциями, банкетами и нарядами.

Первые фестивали были смешными. Одежда и привычки отечественного бомонда вызывала сложные чувства. Эстрадные певцы чувствовали себя куда комфортнее, чем участники конкурса, выступления Розенбаума в пляжном кафе собирали больше народа, чем конкурсные показы, а Марк Рудинштейн выезжал на слоне в местном цирке. Самопальные комедии, снятые для отмывания денег, конкурировали с картинами профессионалов, показанными в Берлине или в Каннах… Потом "Кинотавр" постепенно поменял облик, но и в те, первые времена, и позже, его главной задачей оставалось – создать привлекательный образ кинематографической элиты, мира, о котором стоит мечтать.

В этом "Кинотавр" следовал традициям. Первым кинофестивалем в мире стал Венецианский: его учредил граф Вольпи, член фашисткой партии, идеолог и министр финансов правительства Муссолини в 1932 году. На террасе роскошного отеля "Эксельсиор" был установлен экран, где показывали фильмы из разных стран для богемной публики и влиятельных гостей, а после показа начинался бал. Такие совместные вечеринки светской публики и кинематографистов положили начало фестивальной практике, в которой кино служили отличным поводом для праздника сладкой жизни – с красивыми женщинами, качественными напитками и изящными интерьерами.

В новой России праздники были большой проблемой. В Советском Союзе сложилась своя традиция фестивалей, но от нее очень хотелось избавиться. Так парадно-официальные партийные торжества сменились почти нэпмановским угаром ранних девяностых. "Кинотавр" от духа пьяных корпоративов уберегло кино – оно стало меняться, появились молодые интересные авторы, открытые быстро меняющемуся миру.

Сегодня "Кинотавр" изо всех сил отстаивает образ приличного, светского, изящного, интеллектуального праздника. Выбор гостей, уровень вечеринок, дизайн и формат церемоний открытия и закрытия призваны подчеркнуть – это праздник страны, в которой все соответствует самым высоким требованиям благопристойности. Отечественная элита ведет здоровый образ жизни, предпочитает семейные ценности, умеет держать себя с достоинством.

За последнее время "Кинотавр" капитализировал свое главное достоинство – сейчас, когда посмотреть у себя дома практически любой фильм в хорошем качестве не составляет труда, фестиваль предлагает престижный вид досуга, в хорошей компании и в комфортной обстановке.

Берег моря, пляж, рестораны, бассейн, Зимний театр, площадь, на которой бесплатно показывают кино по вечерам – все это входит в программу развлечений, где главным содержанием является не кино, а образ жизни.Если в Каннах или Венеции сегодня главным становится возможность любому человеку, купившему билет или абонемент, увидеть фильмы, собранные со всего мира экспертами, то в Сочи продают не билеты на сеанс, а путевки на фестиваль. И количество проданных путевок растет, люди приезжают пожить необычной жизнью, посмотреть странное кино, увидеть живьем известных актеров, посмотреть на то, как одеваются, общаются, купаются кинематографисты.

Деньги платят не столько за возможность увидеть новый фильм Федорченко или Вырыпаева: этих имен зрители не знают, поскольку режиссеров по телевизору не показывают, фильмы их в кинотеатрах — редкие гости, а в медиапространстве страны они проходят стороной, как косой дождь. Платят за то, чтобы случайно в гостиничном лифте постоять с Юрием Стояновым в веселых пляжных трусах, удивиться тому, что Федор Бондарчук ниже ростом, чем казалось с экрана, но "очень ухоженный", или встретить у входа в кинозал самого Гошу Куценко в компании неизвестных, но очаровательных девушек.

В России кино до сих пор остается мечтой о прекрасной жизни, о полном таинственных возможностей мире, где живут особые люди, которые добились привилегии не подчиняться законам всемирного тяготения. В этом смысле "Кинотавр" просто не может быть демократичным. Время, когда кинематографисты всех рангов стояли вместе за стопкой водки в баре "Русалочка", прошло, не оставив следа. Да, гранд-отель "Жемчужина" не "Эксельсиор", но он очень хочет им быть.

Проблема в том, что денег в стране становится меньше. В этом году "Кинотавр" нашел новых партнеров, поддержавших фестиваль, на который государство часть средств пока еще дает, но уже уменьшает объем. Фестивалю пришлось сократить расходы за счет количества программ, журналистов и гостей.

К несчастью, общество нефтяной иглы, более всего ценящее стабильность, требует значительных средств для сохранения своего пристойного уровня. В условиях бюджетного дефицита продвинутая публика может быстро потерять интерес к иллюзиям, а тот самый широкий зритель, на которого сегодня делает ставку государство, в такого рода изящных конструкциях, увы, не нуждается.

Когда-то, при Рудинштейне, на "Кинотавре" некоторое время существовало два конкурса: кино для всех и не для всех. Сегодня официально конкурс один, но на самом деле разделение сохраняется: фильмы для масс показывают на площади, а в зале в это время идет другое кино, народу не известное.

Один, но очень значимый факт: фильм "Рассказы" Михаила Сегала, получивший награду на "Кинотавре" в 2012 году, спустя полгода вышел на экраны довольно широко, так как был признан смешным, понятным и интересным. Компания, выпускавшая его, подумав, сняла с афиши упоминание о победе на главном фестивале страны. Как объяснили в руководстве компании, для массового зрителя эта информация не является привлекательной.

В общем, тревожно за будущее "Кинотавра" в новых политических условиях. Те 26 лет, когда стригли этот газон, легко могут пойти прахом, что, безусловно, жаль. Но кого это у нас останавливало.

Источник: РИА Новости

 

Лента новостей
0