Владимир Лепехин
В минувшую субботу в Баку состоялось открытие Первых Европейских игр, которые организаторы анонсировали как уникальный социокультурный проект, призванный способствовать диалогу стран Запада и Востока. Действительно, спорт – эффективнейший инструмент поддержания мира на планете, призванный перевести темную энергию агрессивной конкуренции в честные и открытые состязания на спортивных площадках. А для России в нынешних условиях обострения международной напряженности и попыток Запада максимально сузить круг ее контактов и партнеров участие в любых совместных с европейскими странами мероприятиях чрезвычайно важно еще и с геополитической точки зрения.
Первые Европейские игры, вне сомнения, грандиозный праздник. Особенно для Азербайджана, приложившего гигантские усилия для его организации. Вместе с тем, возникают и вопросы.
Игры европейских политиков вокруг Европейских игр
Сравнивая Первые Европейские игры с, например, совокупностью чемпионатов Европы, вряд ли можно найти хотя бы пять отличий. И поскольку особых отличий нет, возникает вопрос: зачем нужно нивелировать значение чемпионатов Европы организацией какой-то специальной спортивной солянки?
Впрочем, не будем омрачать это мероприятие не вписывающимися в праздничный дискурс вопросами и суждениями. Наш главный месседж состоит в том, что евразийскому пространству сегодня больше нужны несколько иные игры.
В Баку, как и в столицах большинства постсоветских государств, сегодня логичнее видеть Всеазиатские игры. Уж поскольку для Азии (особенно для Малой Азии и Ближнего Востока), являющейся самым взрывоопасным регионом планеты, масштабное спортивное мероприятие точно актуальнее, чем для Европы, в которой соревновательный процесс все больше подчинен неким узкополитическим задачам. (Здесь достаточно вспомнить позицию УЕФА, поддержавшую недавнюю "антикоррупционную" инициативу американских спецслужб в отношении ФИФА).
С моей точки зрения, вполне объяснимые стремление и готовность руководства Азербайджана вывести свою страну на более высокий уровень международных коммуникаций первоначально нашли понимание у некоторых европейских чиновников, посчитавших важным использовать спортивную оказию как дополнительный фактор приобщения Азербайджана к "европейским ценностям" посредством пресловутой технологии "мягкой силы". Но после того, как по итогам саммита "Восточного партнерства" в Риге в конце мая делегация Азербайджана (вместе с Белоруссией) выступила критиком заготовленной еврочиновниками декларации, последние стали смотреть на Европейские игры в Баку с позиций не совратителя, но брошенного любовника.
Иначе чем еще можно объяснить тот факт, что накануне открытия и в первые же дни Европейских игр некоторые западные политики и НПО попытались оказать массированное давление на власти Азербайджана?
Так, коалиция НПО "Спорт за права" (Sport for Rights) направила письмо президенту Европейского олимпийского комитета Патрику Хикки с просьбой потребовать от руководства Азербайджана освободить политзаключенных. А в минувшую среду Бундестаг Германии принял резолюцию, обвиняющую руководство Азербайджана в нарушении прав человека.
В западных СМИ сегодня всячески раздувается инцидент с негативным отношением некоторых азербайджанских болельщиков к делегации из Армении, активно тиражируются слухи о драке в Баку между российскими и украинскими спортсменами, а также предрекается "азербайджанский майдан".
Более того, ни один из лидеров стран – членов ЕС не посчитал нужным посетить Первые Европейские (!) игры.
Таким образом, политические интересы для политиков и чиновников Евросоюза вновь оказались важнее интересов развития спортивного движения и равноправного диалога.
Евразии нужны Евразийские игры
Понятно, что у динамично развивающегося Азербайджана в казне появились немалые деньги, которые руководству этой страны хочется направить на благие дела и имиджевые мероприятия, и спорт – одно из направлений, способствующих росту международного авторитета страны. В этом смысле мы можем поздравить руководство Азербайджана и порадоваться вместе с народом этой страны ее экономическим успехам и возможности провести у себя столь представительное состязание.
Вместе с тем, учитывая международную обстановку и ту обструкцию, которую устроили Европейским играм в Баку еврочиновники и лидеры стран ЕС, нам (в данном случае я имею в виду Россию, Азербайджан и некоторые другие постсоветские страны) следует несколько скорректировать евразийскую спортивную стратегию.
С моей точки зрения, в то время как силы "нового мирового порядка" все больше погружаются в эскалацию новой мировой войны, а Олимпийские игры и некоторые другие международные состязания, увы, оказались на грани их превращения в еще один способ ведения войны против неугодных другими средствами, Россия и другие постсоветские страны могли бы противопоставить силам войны еще один мирный формат честного состязания.
Олимпийские игры берут свое начало в Древней Греции. Но соревнования за звание самого сильного, быстрого и ловкого были во все времена у самых разных народов. Славянские, тюркские и другие евразийские народы имеют долгую историю состязаний в самых разных областях – в борьбе, конных скачках, кулачном бою, стрельбе из лука, владении холодным оружием и т.п. У некоторых народов Евразии эти традиции утеряны, у некоторых сохранены, но сегодня интерес к традициям предков возрастает.
Кстати, что может быть увлекательнее, мужественнее и зрелищнее, например, русского кулачного боя "Стенка на стенку" или игры "Царь горы", татарской борьбы на поясах, казачьей джигитовки, казахских конных игр "кыз-куу" и "кок-пар" или кавказских конных игр кабахи и мкердаоба, а также массовых конных скачек – столь традиционных для бескрайних евразийских пространств.
Уверен, телевизионные трансляции евразийских игр будут собирать многомиллионные аудитории – не меньшие, а то и большие, чем нынешние чемпионаты Европы и мира по уже поднадоевшим традиционным видам спорта.
Спорт в странах Запада сегодня развивается в направлении его все большей технократизации (пример – автогонки "Формула"), а потому становится спортом избранных – тех, у кого есть деньги и соответствующее дорогостоящее оборудование. А Евразийские игры могли бы стать началом обращения человечества к своим природно-историческим истокам и национальным идентичностям.
В России уже трижды состоялись соревнования с названием "Евразийские игры", которые по набору видов состязаний, на самом деле, были все теми же европейскими, а с 2010 года проводятся "Кавказские игры". Думаю, именно эти игры и следует перевести в будущем в формат полноценных Евразийских игр.
Не принижая значения Олимпийского движения, а также важности проведения международных соревнований самого разного свойства, считаю важным возродить традиционные состязания славянских, тюркских, кавказских и иных евразийских народов в формате проводимых один раз в два года Евразийских игр, главными участниками которых на первом этапе могли бы стать команды казачьих войск, а также различных конных и горских народов.
Важнейшей составляющей Евразийских игр – помимо чисто спортивных состязаний – неизбежно станут и культурные фестивали. Полагаю, что в перспективе Евразийские игры вполне могут стать символом не только честных состязаний, но также единства и самобытности евразийских культур.
В частности, в рамках таких игр команды казачьих войск смогут продемонстрировать свои культурные программы и национальную кухню в специально устроенных традиционных куренях, команды степных тюрков – в юртах, кавказских горцев в традиционных родовых усадьбах, домах-арбазах и проч. Разве это не один из самых эффективных инструментов единения постсоветских государств и народов принципиально нового уровня?
Думаю, что за Евразийскими играми – будущее спортивного движения на континенте Евразия. Это один из тех Больших проектов, которые сегодня жаждут страны ЕАЭС, и аналогичным путем могут пойти также Панамериканские, Всеафриканские и прочие иные трансрегиональные игры, питающие Олимпийское движение идеалами национальной самобытности и международной солидарности.