"Восточное партнерство" : формальная идея с серьезными последствиями

© SputnikMoscow hopes that while the European Union reviews possible new sanctions against Russia next week that “common sense will prevail.”
Moscow hopes that while the European Union reviews possible new sanctions against Russia next week that “common sense will prevail.” - Sputnik Молдова
Подписаться
Год спустя, по идее Польши и Швеции, было принято решение подключить к "Восточному партнерству" шесть постсоветских республик. Программа должна была создать институциональные связи между странами восточной периферии, без каких-либо обязательств в этом отношении со стороны Европейского сообщества.

"Восточное партнерство" было создано шесть лет тому назад с целью развития одного из направлений европейской политики в отношениях с соседними странами. Первоначальная идея о развитии соседских отношений оказалась слишком разнонаправленной. С одной стороны, предусматривалась общая рамка для Ливии и Палестинской автономии, а с другой — для Молдавии и Украины.

Заседание Совета Федерации РФ - Sputnik Молдова
Проект Восточного партнерства сходит на нет - член Совета Федерации России

Для выхода из ситуации, под руководством Франции, в 2008 году был создан Средиземноморский союз, который был "похоронен" "арабской весной". Год спустя, по идее Польши и Швеции, было принято решение подключить к "Восточному партнерству" шесть постсоветских республик. Программа должна была создать институциональные связи между странами восточной периферии, без каких-либо обязательств в этом отношении со стороны Европейского сообщества. ЕС не имел серьезных политических ожиданий в отношении развития этого проекта, поэтому не предусматривалось выделение значительных средств на его реализацию.

"Я думаю, что на первый взгляд это была довольно формальная инициатива, предложенная, скорее, в противовес Средиземноморскому союзу, — заявил Кристиан Вигенин, депутат от парламентской фракции "БСП-Левая Болгария", который был сопредседателем Парламентской ассамблеи "Восточного партнерства". — С течением времени этот проект развился как масштабная рамка для сотрудничества между ЕС и его восточными соседями. Разумеется, в процессе его реализации наметились слабости, которые, я надеюсь, с течением времени будут устранены. Наивысшим выражением этого партнерства стали соглашения об ассоциации с ЕС Молдавии, Грузии и Украины. Армения, Белоруссия и Азербайджан не имеют намерений подписывать такие соглашения. Амбиции различны, подход долгое время был одним и тем же. Но сейчас слышны мнения, что подход в отношении разных стран должен быть разным. В рамках этого сотрудничества, особенно в заключительной фазе согласования и подписания этих соглашений, возник ряд проблем, который позднее привел к конфронтации между ЕС и Россией. В Кремле усмотрели угрозу для своей экономики, особенно что касается соглашения между ЕС и Украиной. ЕС отказался конституировать Россию в качестве третьего партнера в этих взаимоотношениях, не была проявлена необходимая гибкость, и так Украина была подвергнута очень сильному давлению с обеих сторон. За это время развилось очень широкое сотрудничество, как парламентское, так и по линии неправительственного сектора. Это привело к сближению между ЕС и этими странами. Недавно в Риге, во время последнего саммита, были намечены некоторые приоритеты, как например, укрепление институтов власти и эффективное управление, мобильность и связи между людьми, возможности развития экономических связей и, соответственно, межсистемных связей любого характера — энергетических, дорожных и др.".

Cаммит стран G7 в Брюсселе. День второй - Sputnik Молдова
Политика
"Восточное партнерство", по мнению Меркель, не инструмент для расширения ЕС

По мнению проф. Нины Дюлгеровой из Варненского свободного университета, о формальном характере этой инициативы говорит также финансовый ресурс: "Инициатива началась с рекордных 1 миллиарда 200 миллионов евро, которые через полгода растаяли до 900 миллионов, а в 2011 г. составили 700 миллионов — за пять лет для шести государств. Ознакомившись с документами об ассоциации Молдавии, Грузии и Украины в экономическом плане, я могу сказать, что для европейского бизнеса в них есть больше позитивов, чем для соответствующих государств, так как там нет конкретики, нет ничего, что мотивировало бы экономическую элиту в целом работать во имя расширения и углубления этих взаимоотношений".

Вот что заявил проф. Динко Динков из Университета национального и мирового хозяйства: ""Восточное партнерство" родилось как инициатива в 2009 году, в качестве реакции на Черноморскую синергию, которая была объявлена в апреле 2007 года. Думаю, что здесь присутствует некоторый момент ревности, даже зависти. Польше не понравилась Черноморская синергия, и она попыталась переместить центр тяжести. Присутствует также очень некорректный момент, но мы представляем ситуацию идеализированно — что в ЕС, в его общей внешней политике, воцарилась гармония, и все страны дружно поддерживают такие инициативы. Я могу сказать, что "Восточное партнерство" затронуло серьезные болгарские интересы. Черноморская синергия была проигнорирована. Наш интерес был связан с тем, чтобы ЕС сосредоточил внимание на Черноморском районе, даже с точки зрения инвестиций, с целью подключения региона к новой морской политике ЕС. Политика Брюсселя оказалась весьма децентрированной. И ЕС, и Россия пытаются держать под контролем эту группу государств. Инициатива "Восточное партнерство" еще с самого начала включала в себя многие противоречивые моменты. В конечном итоге попытки ее осуществления привели к ухудшению отношений между ЕС и Россией, что бросило серьезный вызов европейской безопасности".


Оригинал публикации: Иносми

 

Лента новостей
0