Виталий Захарченко, экс-министр внутренних дел Украины
Мой опыт противодействия государственному перевороту под видом майдана вряд ли можно назвать положительным, однако, он позволяет мне достаточно точно разглядеть, какие механизмы ныне задействуют знакомые сценаристы "цветных революций" уже в Армении.
Не претендую на роль оракула, но видя очень много схожих черт в развитии ситуации с киевскими событиями 2013-2014 годов, рискну предположить, чем вся это история может закончиться. Будем считать это моим прогнозом-предупреждением.
Для лучшего понимания сложности процессов скажу, что когда я руководил МВД Украины, еще до того, как события на майдане стали развиваться по трагическому сценарию, аналитический центр при министерстве докладывал мне, что технологии, задействованные для госпереворота, имеют военные корни. Это сценарий так называемых сетецентрических войн, они не связаны напрямую с гражданским протестом, а всего лишь адаптированы под них. То есть, противодействовать этим технологиям только полицейскими методами невозможно. Так как многоуровневое воздействие на общество и политическую систему страны идет по разным направлениям, противодействовать этому можно только комплексно и на основе такого же военно-стратегического понимания.
К великому сожалению, такого понимания и способности к реагированию на таком уровне на Украине не было. Более того, мои многочисленные призывы использовать в противодействии разрушительным процессам весь силовой инструментарий государства (СБУ, Совет Национальной безопасности и обороны, возможности Вооруженных Сил и Внешней разведки) остался без должной реакции. Для лучшего понимания того, как принципы военной концепции сетецентрических войн были использованы на майдане, можно обратиться к основным принципам и фазам ведения боевых действий при ведении таких войн – их можно найти в интернете.
Как это все воплощалось на майдане? Принципы построения горизонтальных связей будущих "протестантов" отрабатывались задолго до начала майдана. На базе многочисленных неправительственных организаций проводились тренинги, где обучали работе в соцсетях, способам построения горизонтальных коммуникаций, использованию современных систем связи. Уже в первые дни после захвата здания киевской администрации, по данным нашей разведки, в здании была развернута иностранная аппаратура для работы системы коммуникации, позволявшая не только строить независимые от мобильных операторов сети, но и иметь информацию о перемещениях и месте нахождения любого из участников коммуникационной сети. Не стоит забывать и об активнейшей работе в соцсетях и практически тотальном превосходстве в медиапространстве.
Опираясь на эти возможности, протестующие всегда имеют существенную фору перед инертной государственной машиной принятий решения. Кроме того, в отличие от них, силы правопорядка жестко связаны законодательными ограничениями и для принятия эффективных мер противодействия подчас нужны сложные согласования. Кроме того, различными способами были фактически парализованы многие государственные институты.
Но вернемся к разворачивающимся событиям в Армении.
На мой взгляд, события могут в дальнейшем развиваться по похожему с киевским майданом, но не идентичному сценарию.
На первом этапе протестующие не будут выдвигать политических требований. Организаторам сейчас необходимо сделать протест максимально массовым и как можно более социальным. В идеале — добиться возникновения маленьких локальных акций в других городах, дабы не дать сконцентрировать все силы правопорядка в столице. Спорадически будут возникать региональные очаги напряженности. Как и на майдане, сценаристы на этом этапе закладывают необходимость маленьких побед. К примеру, добиться согласия на диалог с руководством страны, но всячески его затягивать. Попытаться даже при удовлетворении некоторых требований остаться на площадях и выдвигать новые требования, постепенно их радикализируя и сдвигая в сторону политических задач.
Прощупав готовность власти к противодействию и устойчивость работы государственных структур, способность к сопротивляемости национальных элит, протестующие перейдут к требованиям отставки либо всего правительства как неэффективного, или, по крайней мере, силовых министров (которые в любом случае будут под ударом).
Одновременно следует ожидать внезапного и резкого обострения карабахского конфликта. Что существенно осложнит положение власти Армении и актуализации "национал-патриотических" обвинений.
Далее для самообороны будут возникать вооруженные структуры протестующих. Резко усилится международное давление на руководство страны, в плане недопущения применения силы против "мирных демонстрантов". Сценаристы будут стремиться к возникновению кровавой провокации и появлению "сакральной жертвы". Ну а далее все, как на Украине – предательство части национальной и управленческой элиты, и отстранение от власти нынешнего руководства и смена внешнеполитического вектора Армении.
Как противостоять этому? Прежде всего, нужно понять, что те, кто это затеял, пользуются военными разработками сетецентрических войн и громадным опытом в организации подобных переворотов. Как я и говорил в начале, противостоять этому только лишь полицейскими возможностями (как это было на Украине) бесполезно. Нужно использовать все возможности государства и общества.
Что касается Армении, не буду подробно расписывать различные шаги, которые необходимо предпринять руководству страны, думаю, и без меня найдутся те, кто об этом скажет. Но могу точно спрогнозировать – если надеяться, что можно этот кризис решить малым напряжением сил, что все как-то само уладится после удовлетворения требований манифестантов, то страну ждут большие потрясения.
À la guerre comme à la guerre. Как говорится "На войне, как на войне".