Итоги местных выборов в Молдове были одновременно ожидаемыми и неожиданными.
Результаты подсчета голосов 15 июня доказали, что все хотели, чтобы к власти наконец-то пришли люди новой формации. Мало кто из экспертов верил, что такое действительно может произойти в Молдове.
На примере крупных городов Молдовы — Бельц и Оргеева — было доказано, что народ не только требует перемен, но и в состоянии их добиваться, выбрав в градоначальники молодых, деятельных и амбициозных людей.
Самым атипичным и привлекательным для всей молодежи стал пример нового мэра Оргеева — бизнесмена и мецената Илана Шора, будучи моим ровесником и представителем нацменьшинств, он стал градоначальником третьего по величине города в Молдове.
Многие аналитики утверждают, что феномен его победы объясним якобы простыми факторами —
— жители Оргеева знали о его благотворительной и инвестиционной деятельности
— увидели результаты работы Шора на примере Футбольной команды «Милсами», которая благодаря ему получила за последние годы необходимую поддержку и стала чемпионом республики.
— наблюдали за тем, как малоимущие граждане — люди с ограниченными возможностями — воспитанники интернатов и пенсионеры также обеспечены безвозмездной помощью от Илана Шора.
Возможно эти факторы и повлияли на победу, но я бы их не назвала ключевыми.
Хотя бы потому, что, занимаясь благотворительностью и меценатством, Илан был всегда одним из самых скромных персон, исключая в этой деятельности самопиар.
А вот черного пиара, как оказалось, необоснованного, оскорбительного, замешанного на конкуренции, зависти и оплаченного большими деньгами, и других нападков на него и членов его семьи было вылито немерено.
В связи с этим, считаю, что главным феноменом победы Шора стало то, что молдавский электорат стал более внимательным, более чутким. Молдавский избиратель научился пристально наблюдать за процессами, происходящими в стране и, не поддаваясь на информационные провокации, отделяет зерна от плевел.
Здесь сработали еще и главные в ментальности наших граждан – чувство справедливости, готовность защитить обижаемого человека, встать с ним в ряды.
Люди стали анализировать в своих критериях оценки, опираться на другие ценности — принципы возраста, национальность.
Материальное положение перестало быть главным в определении выбора.
В итоге потерпели фиаско те, и, уверена, что еще потерпят во втором туре, кто надеялся, что «по старой памяти» снова усядутся в кресло примара. Люди отвернулись от надоевших бюрократов и повернули лицо к молодым, амбициозным, активным.
К тем, кто готов идти на диалог с гражданами и решать проблемы общества, не в своих только интересах, а для тех, кто им доверил свою судьбу.
Для молодежи пример Шора особенно важен, так как вселяет надежду на то, что плеяда молодых и активных завоевывает доверие и входит в активные сегменты общественной и социальной жизни страны.
Новоизбранные и молодые мэры протоптали тропинку, и теперь молодежь четко понимает — молодые, активные и желающие заниматься созидательной деятельностью не должны уезжать за границу и искать себя в другой стране, а упорно идти к цели, которая может быть достигнута дома, на Родине. Ведь 15 июня мы увидели, что есть свет в конце туннеля. Мы увидели надежду на реальный шанс изменить что-либо в своей стране к лучшему. И в этом — заслуга Шора. На его примере, самого атипичного и не стандартного кандидата, — мы поняли, что дело в нас самих мы сами можем созидать и обустраивать свой общий дом.
Илан Шор молод, ему еще нет тридцати. Он не принадлежит к мажоритарному этносу, не состоит в какой-либо партии. Он полон идей, по-хорошему амбициозен и целеустремлен.
Хочется надеяться, что таких, как он, скоро во власти в Молдове станет больше.
Нина Димогло.