Игорь Николайчук, эксперт Российского института стратегических исследований, для МИА "Россия сегодня"
Апология статистики
Прошел год с того дня, когда иссеченный поражающими элементами боеголовки неизвестно кем выпущенной ракеты пассажирский Boeing малазийской авиакомпании рухнул в степи под Донецком.
Как дипломированный инженер в области авиационной техники, знаю, что катастрофы самолетов — явление, если хотите, неизбежное. Как медийный аналитик, с другой стороны, знаю, что ничто так эффективно не работает на достижение целей уничтожения политического противника, как обвинения его или членов его команды в причастности или даже в организации авиационной катастрофы. Увы, самолеты падают. Терпят крушение поезда или разбиваются всмятку по всему миру ежедневно тысячи автомобилей. Но негативные ассоциации в массовом масштабе достигают пика только при картинке на телеэкране обломков реактивного лайнера. Тут и надо что-то говорить. Причем срочно.
На нашей памяти как минимум две такие информационно-психологические операции. Это негативная связка "Юрий Андропов — корейский авиалайнер", в результате чего были похоронены амбициозные надежды советского лидера на продвинутое, скажем так, геополитическое примирение СССР с западным миром, и связка "Муамар Каддафи — взрыв Боинга 747 над Локерби". Западный обыватель именно поэтому рукоплескал финальным кадрам трагедии — трупу ливийского лидера (обвиняемого ранее в организации теракта, потом прощенного, откупившегося, однако когда стало надо — ведь вспомнили же!) в холодильнике универсама в Бенгази.
Еще 17 июля прошлого года и пыль на месте трагедии не осела, как изо всех недружественных информационных пушек раздался дружный залп: виновата Россия, лично Путин, контролируемые Россией и Путиным "сепаратисты". За минуты возникла новая связка "Путин — рейс МН17". Эту информационную опасность ни тогда, ни сегодня нельзя недооценивать.
Американские политтехнологи просто ликовали. Адекватный и всегда сдержанный Ариэль Коэн (уроженец Ялты, причем демонстративно подчеркивающий во всех вариантах автобиографии, что Ялта — это не в СССР, а на Украине) тут же составил дышащий американским энтузиазмом план свержения "Влада".
Политическая медиаметрия — отличный инструмент в данном случае для демонстрации масштабов и интенсивности информационной атаки. Для сравнения привлечем данные по другой аналогичной по масштабам операции — раскрутки дела Pussy Riot. Имеем в виду, что число публикаций в двух этих случаях примерно одинаково, около 2000. Итак, общий для всех стран индекс агрессивности: 6,7 против 2,6. Германия просто зашлась: ИА составляет 71 (мы не ошиблись — именно 71) против 1,6. США: 27,2 против 0. Великобритания: 11,7 против 2,7. Франция: 9,5 против 5,5. Япония: 10,1 против 0; Испания: 9,1 против 6,3.
Интересно определить долю тех материалов, тональность которых эксперты определили как чисто "негативная" в сумме негативных и умеренно-негативных публикаций. Тут уверенно лидирует Украина — 75%. Далее по убывающей Великобритания — 65%, Германия — 54%, Япония — 51%. А вот интересное: США — всего 1%, Франция — всего 2%.
Информационная активность: замеры уровня гомофобии в Москве
Активность зарубежных СМИ за период c 13 по 19 июля 2015 года по сравнению с предыдущим анализируемым периодом (c 6 по 12 июля 2015 года) упала на 9,8% (917 материалов против 1017). Да, похоже, пишут о России сегодня маловато, но на то и лето и отпуска.
Общий индекс агрессивности за неделю составил 1,27, т.е. резко вырос (было 0,78). В первую очередь это связано с активизацией шельмования России по линии катастрофы малазийского самолета, о чем мы писали выше. Тем не менее, неожиданно много оказалось публикаций, напоминающих читателям о деятелях "ветхозаветной" внесистемной оппозиции, которые от российской электоральной безысходности решают сменить гражданство или Россию как страну пребывания.
Практикующие спортивные журналисты тут понимающе усмехнуться — политические легионеры. Но заголовки зубастые: "Дочери реформаторов оставляют Россию" (Радио Свобода (Украина), 19.07.2015, Украина); "Михаил Касьянов, бывший премьер-министр и лидер оппозиции: "Каждый день я получаю угрозы" (Diario Cordoba, 19.07.2015, Испания); "Дочь "врага народа" (это про Жанну Немцову, которая буквально на днях стала корреспондентом Deutsche Welle) (General-Anzeiger, 18.07.2015, Германия); "Путинская Россия: ужесточается охота за критиками" (JydskeVestkysten, 19.07.2015, Дания).
Кстати, обнаружился совсем уж непонятный всплеск активности тех, кто обвиняет нас, россиян, в гомофобии. Тема казалась отработанной и забытой, однако начались новые пиар-акции зарубежных представителей ЛГБТ-сообщества в Москве, которые чувствуют себя здесь пусть малыми, но экстремалами: "Гомосексуальная пара прошлась по Москве, видеоролик показывает уровень гомофобии" (Der Standard, 19.07.2015, Австрия).
Из статистических данных видно, что на прошлой неделе Германия опять лидирует по числу публикаций в гордом одиночестве, с большим отрывом от ставшей уже "вечным серебряным призером" Франции. И опять хочется отдать дань уважения профессионализму и трудолюбию немецких журналистов — очень интересная для "мертвого сезона" подборка материалов про нашу страну.
Судите сами: "За следующим поворотом реки появляются они…; Репортаж о путешествии по Волге" (Der Tagesspiegel, 19.07.2015, Германия); "Сам себе шпион: Агент-самоучка пошёл в разведку, чтобы утереть нос российскому дипломату и шпиону" (Deutschlandradio, 18.07.2015, Германия); "Достоевский побеждает; Владимир Путин хочет поднять экономику страны за счёт казино" (Sueddeutsche Zeitung, 18.07.2015, Германия); "Потёмкинский берег; Украинский портовый город Одесса открывается с новой стороны — как модель европейской Украины" (Sueddeutsche Zeitung, 18.07.2015, Германия); "Оклеветанная, несправедливо обиженная и награждённая; Гессенская премия мира для комитета солдатских матерей" (Frankfurter Allgemeine Zeitung, 18.07.2015, Германия); "Ленин, навоз и дикие рыцари; Репортаж из Сибири" (Die Welt, 18.07.2015, Германия); "Мария и царь; История матери последнего российского царя" (Die Welt, 17.07.2015, Германия).
Индекс агрессивности: шведский информационный стол
Мы стали регулярно поглядывать в сторону США с целью слежения за их индексом агрессивности, вроде бы там намечались позитивные тенденции. На этой неделе ИА оказался равен 2,9. Это очень много. Наши надежды на ослабление информационной войны постепенно улетучиваются. Впрочем, в Германии и Великобритании агрессивность информационной среды была примерно такой же. Резко выделилась нейтральностью французская пресса. Для нее индекс был существенно ниже, чем обычно — 1,2.
Впрочем, медийные гранды критиковали Россию без особого креативного задора. Горячий, даже вулканический темперамент здесь проявили журналисты холодных стран, в первую очередь Швеции: "Без НАТО Швеция беззащитна: реваншистская Россия не знает отдыха" (Göteborgs-Posten, 18.07.2015, Швеция); "Не так уж много русских из Прибалтики стремятся переехать в Россию" (Svenska Dagbladet, 18.07.2015, Швеция); "Абсурдная российская пропаганда все же работает: Швеции нужно восстановить Управление по психологической обороне, упраздненное в 2008 году" (Norrköpings Tidningar, 16.07.2015, Швеция); "В российских социальных сетях циркулируют раздражающие слухи о том, что в Швеции за бесценок продают украинский чернозем из-под Полтавы" (Dagens Nyheter, 15.07.2015, Швеция); "Мягкая сила ЕС против жесткой силы России: гнется, но не ломается" (Upsala Nya Tidning, 13.07.2015, Швеция).