КИШИНЕВ, 11 авг – Sputnik. Разговоры о дефолте Молдовы – это просто нагнетание обстановки, заявила в интервью Sputnik исполнительный директор Центра стратегических исследований и реформ, экономический эксперт Галина Шеларь.
"Пока единственное сообщение, которого я не видела, это информация о том, что Молдова не может платить по своим долгам. Ситуация, когда государство не может платить по своим обязательствам, называется дефолтом. Такого сообщения ни от Минфина, ни от Национального банка я не слышала. Более того, специалисты этих учреждений говорят, что сумма внешних обязательств, гарантированных государством, сокращается. Зачем говорить об искусственном дефолте, просто странно?", — сказала собеседница.
По ее словам, пока те сообщения от государственных институтов, которые контролируют и отвечают за взаимоотношения Молдовы с внешними партнерами с точки зрения заимствования, не вызывают тревоги.
"Да, соотношение внешнего долга к ВВП растет, но не критически. Поэтому подобные разговоры — просто нагнетание обстановки. Страшное слово "дефолт" многие люди просто не понимают, но догадываются, что оно несет очень негативный оттенок. Поэтому использовать этот термин сейчас просто некорректно, в том числе и в прессе", — подчеркнула специалист.
Молдова пребывает в экономическом кризисе. Вопрос в том, насколько долго страна будет находиться в таком затруднительном положении.
По словам Шеларь, населению страны предстоит пересматривать свои бюджеты, исходя из текущих условий. "В первую очередь власти должны просчитать, что произойдет, если ситуация будет невероятно плохая, и что будет, если МВФ не приедет, если затянутся переговоры, если бюджетной поддержки не будет. Мы были в такой ситуации в начале нулевых. Но тогда у нас был план действий с учетом всех этих "если".
"Для того, чтобы говорить, когда мы начнем выбираться из кризиса, надо начинать действовать. Пока я этого не наблюдаю. Считать антикризисной мерой ожидание переговоров с МВФ нельзя. До того, как МВФ согласится к нам приехать, а это по самым оптимистичным прогнозам не раньше, чем конец сентября, остается еще полтора месяца. Это достаточно много. И за это время нужно предпринимать какие-то меры. К тому же пекари выступили за повышение цен на хлебобулочные изделия в среднем на 15%. И это при том, что еще не увеличились тарифы на воду. В том, что тарифы на воду возрастут, нет никаких сомнений", — сказала эксперт.
Экономист предполагает, что инфляция к концу года будет намного выше, чем прогнозируют эксперты Национального банка, которые ожидают, что этот показатель достигнет 9,3%. "Сам Дрэгуцану признал, что если что-то произойдет и последует еще одно повышение тарифов, то показатель может быть хуже. Думаю, что так и будет. Если инфляция достигнет более высокого уровня, то стабилизация цен займет продолжительное время", — заключила Шеларь.