Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Какой должна быть реакция человека — любого, в любой стране, — узнающего новости о катастрофе в Тяньцзине, где взрыв унес жизни множества людей. Мне почему-то кажется, что такой: Китаю нужно помочь. Но есть и иная реакция: сказать гадость. Какую угодно. Просто потому, что это Китай и он геополитический конкурент США. Что мы сейчас наверняка будем наблюдать.
Режим виноват
Скажу честно: пока что гадостей я таких не видел (взрыв был в среду ночью), но по опыту прежних подобных случаев знаю — они почти неизбежны. Кто-то сейчас уже сидит и подбирает факты под заранее заданную идею насчет того, что виноват китайский режим и нехватка демократии, коррупция, повальные нарушения… Кто-то работает тоньше и в очередной раз предсказывает крах и развал всей китайской экономики ("катастрофа ее надломит") просто потому, что очень хочет, чтобы это произошло. Любители писать такие вещи есть не только в США, а и у нас тоже. В российских реалиях мысль звучит так: не с теми дружите, у них портовые склады взрываются, вернитесь к идеальному Западу.
Если никто ни в одной стране этих гадостей так и не скажет — заранее прошу меня простить. Но прежний опыт подсказывает, что кто-то обязательно попытается.
Итак, взрыв, по масштабам напоминающий ядерный, в портово-складских зонах, ночью полупустых, но близких к старому центру города. На складе хранились "опасные вещества", то есть, возможно, в атмосферу выброшена какая-то химия. Число погибших пока непонятно, но возможно, что сильно превысит сотню. А вот разрушения в 11-миллионном городе, вообще материальные потери — да, будут огромны.
На что это похоже из множества прежних подобных катастроф? Фукусимская АЭС, разрушенная землетрясением и цунами 11 марта 2011 года: погибших и даже раненых чрезвычайно мало, эвакуированы до 300 тысяч человек, ущерб весьма приблизительно оценивается в 100 миллиардов долларов. Чернобыльская АЭС, 26 апреля 1985 года. Число смертей, сразу и потом, измеряется десятками, материальный ущерб — очень разные оценки. "Утонувший" в результате прорвавшего дамбы урагана Новый Орлеан, США, август-сентябрь 2005 года: погибли до 1600 человек, население 400-тысячного города сократилось наполовину и до сих пор не восстановлено, потери — оценки какие угодно, но в сотнях миллиардов.
Или, если говорить о громадных жертвах, — Китай, Сычуаньское землетрясение 12 мая 2008 года. Погибли 69 197 человек, пропали без вести до 18 тысяч человек, почти 300 тысяч пострадали. Наконец, наиболее масштабная в современной истории техногенная катастрофа (то, что произошло в Тяньцзине, близко именно к этой категории) — Индия, утечка отравляющих веществ на химическом заводе в Бхопале, 3 декабря 1984 года. Погибших минимум 18 тысяч человек (3 тысячи — сразу). Бхопал, заметим, большой город, столица штата, сопоставим с Тяньцзинем по роли в жизни страны.
Насчет материального ущерба: Китай — то ли первая, то ли вторая экономика мира (смотря по какой системе считать). Он справится, так же как справилась куда более бедная Индия или те же США с Новым Орлеаном.
О нашей помощи Пекину: санкционная война против России могла бы принести очень тяжелые последствия, но была сорвана несколькими десятками стран мира, и Китай среди них был первым и решающим государством. Так что России есть за что стремиться Китаю помогать. Хотя за годы до санкций, после Сычуаньского землетрясения, в зону бедствия были направлены силы МЧС, а дети из пострадавших семей были приглашены в наши летние лагеря. Китайцы об этом помнят. Будем надеяться, и сегодня произойдет — если необходимо — нечто подобное.
Имя, отчество и фамилия
Что же касается пропагандистского злорадства, которое проявлялось во многих подобных случаях, то это штука интересная: она основывается на человеческой психике. Все описанные выше катастрофы прежде всего морально потрясли жителей пострадавших стран, часто вызывали политические последствия. Причина по сути одна: человеку свойственно в таких случаях спрашивать даже не "как такое возможно?", или, скорее, "почему никто не ответит за это?" Конкретные люди виноваты, режим виноват — связать одно с другим не так сложно. На таких свойствах психики очень легко играть, в пропаганде и политике (а это тесно связанные вещи).
Из числа легенд о товарище Сталине: он якобы говорил, что у каждой проблемы есть имя, отчество и фамилия. Не хочется спорить с историческим персонажем, но я знаю множество инцидентов, катастроф или даже дорожных происшествий, в которых не виноват никто; просто случилось непредвиденное стечение обстоятельств. И как ни переписывай правила техники безопасности и прочие правила, всего не предусмотришь.
И каждый раз (в разных странах) после очередной "громкой" катастрофы принимается множество новых законов и правил, которые якобы должны сделать подобное впредь невозможным. И каждый раз ищут какого угодно конкретного человека, который обязан за все ответить, — примерно, как директора детского лагеря, который даже в советское время должен был сесть, если ребенок утонет. Хотя утонувших от этого меньше не становится.
Соответственно, политическая власть старается, для самосохранения, такого человека найти и скормить его публике, причем для этого необязательна демократия, так было и при абсолютной монархии. Люди везде одинаковы.
Взрывы в Тяньцзине, видимо, и близко не дотянутся по числу погибших до масштабов Бхопала или Сычуаньского землетрясения. Они скорее произведут шокирующий эффект видом обожженных зданий и готовых к отгрузке, но сгоревших автомобилей, выбитых стекол по всему большому современному городу. Картина действительно жуткая.
Напомним, в случае с землетрясением публика в Китае усвоила идею, что в слишком большом количестве жертв виноваты строительные подрядчики, воровавшие цемент, отчего здания легко обрушились. Виновных, как водится, нашли и обезвредили. С Бхопалом история интересна тем, что виновное в утечке предприятие принадлежало американцам ("Юнион Карбид"). Но как-то обошлось без индо-американского инцидента.
А вот в случае с Китаем сегодня… Никакого "американского следа" в Тяньцзине нет и, возможно, не будет, взорвались склады чисто местной компании. Но кто-то обязательно его "найдет" — как нашли его в недавнем обвале китайской фондовой биржи. Или как "нашли" его те, кто считает, что Чернобыльская катастрофа была вызвана испытанием американского "сейсмического оружия". Таких людей не убедишь, хотя бы потому, что в США за последние годы наговорили (даже не сделали!) в адрес Китая множество гадостей, примерно так же, как в отношении России.
И вот сейчас достаточно, чтобы группа интернет-троллей запустила в Китае такую версию катастрофы. Кто-то поверит, а в Китае "кто-то" — это очень много людей.
Вывод: не надо учить жить другие народы и не надо пользоваться чужими бедами для злобной пропаганды, она — что-то вроде палки о двух концах, неизвестно, по кому больнее ударит.