КИШИНЕВ, 20 авг —Sputnik. Актер Лев Дуров скончался в ночь на четверг в Москве после продолжительной болезни. Народный артист умер в реанимации Первой градской больницы.За сутки до смерти ему провели срочную операцию.
"Лев Константинович скончался сегодня без десяти час ночи", — рассказала РИА Новости его дочь Екатерина Дурова.
О госпитализации артиста стало известно 7 августа, его состояние оценивалось как крайне тяжелое. После некоторого улучшения Дурову вновь стало хуже, врачи диагностировали у него тяжелую пневмонию.
Российский актер, режиссер, народный артист СССР Лев Дуров родился 23 декабря 1931 года в Москве. Семья Дуровых принадлежит к знаменитой династии русских цирковых артистов. В 1967 году Дуров поступил в Московский драматический театр на Малой Бронной.
В кино Лев Дуров начал сниматься в 1954 году и сыграл около 200 ролей. Самые известные из них — в фильмах "Д'Артаньян и три мушкетера", "Человек с бульвара Капуцинов", "17 мгновений весны", "Хождение по мукам", "Я шагаю по Москве", "Старики-разбойники" и др.
ПОРТРЕТ: Лев Дуров — актер-легенда
Лев Дуров — коренной москвич, родился в Лефортово, где провел свое детство. Происходит он из знаменитой династии цирковых артистов — дрессировщиков и клоунов Дуровых. Наверное, актерские гены привели его еще в школе в драматический кружок при Дворце пионеров, а затем и в знаменитую Школу-студию при Московском Художественном театре. Там его учителями были великие мхатовские «старики». По окончании Школы в 1954 году Дурова пригласил в свой театр Константин Шах-Азизов — директор тогда Центрального детского театра (сейчас это РАМТ). И на первом же в своей жизни сборе труппы Дуров встретился с великим режиссером Анатолием Эфросом, с которым потом не расставался около 30 лет и который во многом определил его актерскую судьбу.
ВМЕСТЕ С ЭФРОСОМ
Дебют Дурова в театре состоялся в 1955 году. Это был спектакль «В добрый час», который поставил Анатолий Эфрос по пьесе известного советского драматурга Виктора Розова, и в котором партнерами Льва Константиновича были Олег Ефремов, Олег Анофриев, Геннадий Печников. Десять лет актер лет проработал в ЦДТ, а после ухода Эфроса в театр Ленинского комсомола ушел вместе со своим режиссером. Так случилось, что в «Ленкоме» Дуров «служил» всего четыре года. Но за это время успел сыграть в замечательных постановках Эфроса, которые тогда " гремели» на всю Москву и их зрительский успех был необычайным. Это спектакли по пьесам Эдварда Радзинского — «Снимается кино» и «104 страницы про любовь», чеховская «Чайка», «В день свадьбы» по пьесе Розова, «Мольер».
После изгнания Эфроса из «Ленкома» режиссер взял с собой несколько своих артистов, в числе которых был и Дуров. Так началась новая страница жизни Льва Дурова в театре на Малой Бронной, где он проработал с 1967 года до конца своих дней. На этой сцене актер создал еще при жизни Эфроса роли в таких спектаклях, как «Ромео и Джульетта» (Тибальд) и «Отелло» (Яго) Шекспира, чеховских «Трех сестрах» (Чебутыкин) и «Чайке» (Сорин), в «Женитьбе» Гоголя (Живакин) и «Брате Алеше» (Снегирев) по Достоевскому.
Затем Дуров закончил Высшие режиссерские курсы и в театре на Малой Бронной осуществил несколько постановок. В их числе шекспировская «Буря», «Лес» Островского, «После бенефиса» по Чехову, «Весельчаки» Саймона и другие.
200 РОЛЕЙ В КИНО
Практически одновременно с театром началась и актерская кинокарьера Дурова. Он начал сниматься в 1954 году и не покидал съемочную площадку до конца жизни. Дуров был чрезвычайно востребованным артистом. Ему и в кино везло на больших мастеров. Он снимался у Михаила Ромма («9 дней одного года»), у Татьяны Лиозновой в «17 мгновениях весны», работал с Георгием Данелией в картине «Я шагаю по Москве», у Василия Шукшина в «Калине красной». Незабываемы его работы в фильмах «Большая перемена» и «Д\'Артаньян и три мушкетера».
Сам Лев Константинович считал, что его судьба не обидела — была интересная работа в кино и в театре. Он был неутомимым человеком, который и в старости не снижал свой жизненный темп, не останавливался. Он говорил, что «нельзя позволять себе стареть. А надо изо всех сил стараться сохранять ребяческий взгляд на жизнь, чтобы смотреть на мир широко раскрытыми глазами».
АКТЕР НА ВСЕ АМПЛУА
Судя по ролям, артисту Льву Дурову было подвластно все: от античной трагедии до бытового фарса. Он играл трагиков, комиков, клоунов и был во всех этих образах невероятно органичен. Режиссеров привлекал не только многогранный талант Льва Константиновича — он им интересен был как человек, как неординарная личность. Дуров был из тех актеров, которых нельзя назвать просто исполнителями, он был полноправный соавтор фильма или спектакля, в котором участвовал. Он все время фонтанировал идеями, предлагал какие-то новые повороты, импровизировал. Анатолий Эфрос говорил, что «Дуров включается в роль всем своим существом. Его отдача роли не имеет границ». Когда знаменитая эфросовская «Женитьба» была показана на фестивале в Эдинбурге, в местной газете написали, что «на спектакль стоит пойти только потому, что в нем играет трагический клоун Лев Дуров». Актер очень гордился этим званием.
НЕУТОМИМЫЙ ДУРОВ
На съемочной площадке или на репетиции в театре, или просто в дружеской компании Дуров всегда был в центре внимания. Блистательный рассказчик, обладающий чувством юмора, он заражал всех энергией, жизнелюбием, стремлением познать новое. Он успевал все — играл в театре, снимался в кино, выпустил курс студентов в Школе-студии МХАТ, писал книги. В 1999 вышла его книга «Грешные записки», а в 2008 — еще две: «Байки из Закулисья» и «Байки на бис».
Друг и коллега Льва Константиновича актер Владимир Качан сказал, что география звания Дурова народный артист СССР формально сузилась до размеров России. Но по-прежнему в Белоруссии и на Украине, Казахстане и Прибалтике, Израиле и США и в других странах «помнят и любят драматического клоуна, хулигана, анекдотчика, своего в доску мужика для всех слоев населения, а потому абсолютно Народного артиста Льва Дурова». И память эта навсегда.