В редакции Sputnik уже привыкли, что к нам приходят люди с просьбами о помощи. За ними часто печальные ситуации и горькие судьбы. Потому, когда в кабинет вошла Галина Пухная, так она представилась, почувствовалось,- здесь особая тема. Она сразу сообщила, что работала долгое время в журналистике, сейчас на пенсии. Значит, решила я, что-то опять из "истории успеха". Именно так определили жизнь в Молдове в последние годы европейские чиновники. Эта оценка вошла уже и в их историю побед и отчетов по проделанной работе.
Мыться или не мыться — вот в чем вопрос
Посетительница начала сразу с события, которое ее потрясло. Она не часто ходит в публичные места, но в этот раз она оказалась там, где людей бывает много. Галина невольно начала прислушиваться к разговору двух женщин, возбужденно обсуждающих бытовую проблему, — плату за воду возможно повысят, что теперь делать?
"Все становится дороже, даже самое необходимое – хлеб, газ, свет, вода, любые пищевые товары", — сетовала одна из них. Вторая собеседница почему-то слегка улыбалась, хотя тревога приятельницы не соответствовала ее реакции. Она вдруг перебила знакомую: "А я решила эти проблемы".
"Что может сделать в такой ситуации обычная горожанка? Промелькнуло в моей голове", — так мне объяснила Пухная свою заинтересованность в услышанном разговоре.
А оптимистка сразу предложила своей подруге рецепт спасения: "Ты знаешь, я ни из чего не делаю трагедии. Только чтобы не было войны, как говорили мои родители".
Галина, по ее словам, сразу вспомнила этот рефрен отчаяния, который постоянно повторяла в своих рассказах о прошлом ее бабушка. "Стало как-то тревожно на душе, — продолжала Пухная начатую тему. — И вдруг я услышала, в чем же секрет такого оптимистического взгляда на жизнь у незнакомки".
А та все объяснила попутчице.
"Я, например, почти не пользуюсь водой, — наступила тишина, — покупаю влажные салфетки и протираю все тело, особенно "проблемные точки". И все. Зачем из всего делать событие. И ты знаешь, получается еще чище, чем под душем. А дешевле в десятки раз. И посуду не мою. Ведь из нее ем только я. Зачем же ее мыть водой, когда можно использовать те же салфетки?".
"Ну, а как же варить?", — заинтересованно спросила ее спутница.
"Очень просто. Сварила картошку. Воду не выплескивай. А положи туда мясо, рыбу или еще что. Да и кто сейчас варит такие продукты? Я бросаю туда свеколку, морковку и так далее. Вот тебе салат на второе. А из водички — борщик, слава Богу, травки разные сейчас есть…", — пояснила она.
"Больше слушать я не могла", — сказала Галина Пухная, и глаза ее наполнились слезами.
"Как мы дошли до жизни такой, — эта фраза не оставляет меня до сих пор. Откуда все началось. Что заставило нас сменить приоритеты, ценности, которые казались вечными. Приспосабливаться к любым поворотам судьбы, — не думая, не желая, не шевельнув пальцем, чтобы включить себя в работу, в жизнь, на которую имеет право любой человек", — заключила моя собеседница.
Она ушла, опустив голову, еле сдерживая, видимо, рыдания. Мои мысли пошли в продолжение Галининых.
Не надо глубоко философствовать, чтобы понять, как быстро мы летим в пропасть безразличия или злобствования, агрессии или духовной анемичности, Мы стремимся не быть в этой жизни, а имитировать себя в ней. Часто попустительствуем зависти, желанию поступать, как все, делать больно другим, мстя за свою пустую жизнь. Но мы не стыдимся ее. Вот что страшно.
Сядем за компьютер, поставим несколько лайков, – и все хорошо — и пообщались по душам, часто не зная с кем и о чем. А еще радостнее под покровительством собственного "ника", за которым мы, как за каменной стеной, прикрытые инструментами конспирологии, отводим душу, изольем свою обиду, горечь, зло на тех, кому, на наш взгляд, живется лучше, духовней. Чаще всего достается знакомым или бывшим друзьям. А адресаты, не зная, как заглушить боль обиды за это, садятся и под своей тайной "кликухой" посылают свою боль дальше. "Вот это и есть жизнь", — уверяют себя любители интернет-вселенной. Что еще надо?
Результат работы человеческой гениальности используют вот этакие "умники" не по высокому назначению, а в мелочах убогих эмоций и умственной скудности.
Главное – мы в Тренде
Однажды прочитала анекдот, давно ставший метафорой нашей жизни.
"Идут два молодых человека по улице. Видят снующих вокруг девушек, явно подающих им сигналы дружбы. Один говорит другому: "Вот объясни мне, как когда-то могли любить и находить девушку, когда не было социальных сетей. Ужас какой-то. У нас все легко, все вручную – нажал и… как по волшебству.
Кому же они тогда лайки ставили, как знакомились, женились, детей рожали? Не было возможности, чтобы хоть как-то пообщаться. Хоть выходи в город или на работе знакомься. Вот делать больше нечего. Лучше уже за компом посидеть".
Можно посмеяться, обругать автора якобы анекдота, обозвать все чушью и быстренько сесть за компьютер. И вот тут и начинается жизнь.
Во благо своей привычке надевать на себя чужой костюм — как у всех. Как все! Главное не отстать, не выпасть из тренда.
Вот и радуемся пустякам, пропуская настоящую жизнь. Пусть трудную, непростую, но свою, добытую в тяжелой работе чувств, эмоций, побед и поражений. Радуемся своей убогой придумке и считаем ее смыслом жизни, а на самом деле проживаем чужую, выдуманную, подражательную. Конечно, это все далеко не обо всех. Но их, таких, становится все больше и больше.
Что может быть хуже, чем одиночество в толпе. Мысль далеко не свежая. И скептик или "проницательный читатель", как любил обращаться к своим героям Чернышевский, подчеркнет это и с радостью погрузится в Фейсбук или другую социальную сеть, дабы оплевать всю эту чушь провинциала.
Дьявол сидит в деталях
Но тут-то и весь парадокс, как тесно связаны мелкие факты с нашим образом жизни, как мы не замечаем, что дьявол сидит в деталях. И это часто от социального нашего бессилия и упрощенности понимания значимости для людей тесной связи друг с другом. Гении открывают фантастические горизонты для развития человечества. А мы, попадая в новую эпоху цивилизации и прогресса, тихо радуемся, что без воды, без еды и без друзей выживем. Мы же ко всем бедам привыкли, а попали не в лучший исторический отрезок жизни. Сами себе не признаваясь, хотим тихо переждать время, пока манна небесная просыплется на нас из сочувствия к неумению ценить жизнь и не заменять ее суррогатом.
Несколько десятилетий назад знаменитые в России "шестидесятники" – представители интеллигенции, среди которых были поэты, писатели, художники — собрались все вместе, чтобы помочь согражданам, в первую очередь, по-другому увидеть и строить жизнь в своей стране. Они сделали многое для человечества. Но их было мало. Они были провидцами, почувствовавшими, что духовная и душевная леность общества не дает сдернуть покрывало, застилающее обзор многогранности жизни, – любви, дружбы, творчества общественного разума, порыва к новым целям и многое другое, что напоминало гражданскому обществу, что надо вносить в жизнь новые устои, правила, права, обязанности, духовное обновление.
Они хотели, чтобы люди работали на будущее. Но социальная среда распорядилась по-своему. Она была сильнее объединившихся одиночек. С нами происходит тоже самое. Потому так созвучна в наших сердцах боль автора в знаменитой строчке поэзии Евгения Евтушенко. Разве это не наша тоска и надежда на то, что мы не твари дрожащие, а право имеющие?
Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в праздной суете разнообразные не те…
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь приди, нарушь,
Чужих людей соединенность
И разобщенность близких душ!