КИШИНЕВ, 2 сен – Sputnik. Продажи машин как новых, так и подержанных в Молдове падают. Авторынок республики зажат в тиски, сталкиваясь с многими трудностями. При этом со стороны государства нет особых подвижек в разрешение существующих проблем в этом сегменте экономики.
"На многие автомобили в Молдове установлены достаточно высокие налоги, даже в сравнении с ближайшими странами Евросоюза. Речь в первую очередь идет о машинах с дизельными двигателями свыше 2,5 литров объема и бензиновыми двигателями свыше трех литров. Именно этот класс автомобилей, который и приносил больше всего денег в бюджет, потихонечку исчезает. Причина — высокие налоги", — заявил корреспонденту Sputnik начальник отдела продаж представительства "Toyota" в Молдове Сергей Максимчук.
Эксперт отметил, что в последнее время люди предпочитают завозить автомобили с иностранными номерами и не растамаживать их в Молдове.
"Кроме того в республике стали очень дорогие деньги. За счет того, что базовая ставка Нацбанка повышается, не так просто становится получить кредит и лизинг. И это несмотря на то, что лизинговые компании стараются и делают максимально выгодные предложения", — подчеркнул Максимчук.
Национальный банк Молдовы несколько раз с начала этого года повышал ставки по своим операциям. В первый раз это произошло в январе, когда базисная ставка рефинансирования была увеличена до 8,5% годовых. В феврале этот показатель достиг 13,5%. После непродолжительного "затишья", регулятор продолжил повышать базисную ставку рефинансирования — в августе она достигла 19,5%.
Такие меры, как полагают аналитики, Нацбанк предпринимает для того, чтобы выполнить свою задачу, связанную с недопущением дальнейшей "раскрутки инфляции". Однако, как подчеркивают экономические эксперты, нынешняя политика Национального банка имеет обратную сторону, поскольку повышаются процентные ставки коммерческих банков по выдаваемым ими кредитам, а это уменьшает объем кредитования экономики в целом и делает менее доступными займы для многих предпринимателей. Таким образом, кредитование становится менее доступным.
"Из-за того что курс валют в Молдове очень нестабильный люди опасаются брать автомобили или недвижимость в кредит или в лизинг. Население боится, что будет большой скачок курса, и они не смогут рассчитаться по договору. В этом плане нужна поддержка государства, то есть более доступные кредиты и лизинговые договоры. Тогда, думаю, и продажи улучшаться, и экономическая активность повысится, и поступления в бюджет денег возрастут", — подчеркнул Максимчук.
Говоря о том, за счет чего можно поправить положение на автомобильном рынке республике, эксперт отметил, что не так давно министерство окружающей среды Молдовы упоминало о проекте, который предусматривает возможность сдать старый автомобиль, получить субсидии от государства и использовать эти деньги на приобретение новой машины.
"Это один из самых действенных инструментов, который в кризисные годы и в Германии, и в соседней Румынии помог существенно поднять продажи автомобилей. Внедрение подобной политики в Молдове поможет стимулировать продажи машин. Такие меры все автодилеры республики только бы поприветствовали", — сказал начальник отдела продаж представительства "Toyota" в Молдове.
Он добавил, что в сложившейся ситуации, когда все плохо, очень важны хоть какие-то позитивные сигналы.
"В мире сейчас все большим спросом пользуются экологические автомобили – гибридные. Наше государство ничего не делает для того, чтобы стимулировать приобретение таких машин. Что-то привозится с пробегом. Было бы хорошо эти автомобили либо освободить полностью от каких-то налогов, либо чтобы эти налоги были не такие высокие. Потому что во всех цивилизованных странах гибридные автомобили освобождены от налогов, страховки стоят меньше, создаются специальные парковочные места, отдельные полосы и т.д. Если бы государство делало что-то в этом направлении, люди бы отдавали бы предпочтение гибридным авто. И расход топлива меньше, и воздух становится чище", — заключил Максимчук.