В обществе вымерли не только дружеские объятия
Однажды живущая в Нью-Йорке подруга рассказала мне любопытную историю: «У нас тут одна женщина все время по утрам торчит на перекрестке авеню. На груди плакат: «Обниму всех! Прайс — 10 $!». Прохожие так и лезут к ней с объятиями. Постоят в обнимку с ней секунды две и дальше топают на работу… страшно довольные!». Посетовав, что все человеческое так легко продается на Западе, а мы - не такие, мы — искренние, о западных странностях было забыто. Хотя что-то и зацепило в ту минуту, царапнуло: что-то в мире пошло не так, если человеку не хватает даже мгновенного чувства тепла…
А буквально через некоторое время состоялся разговор с нашим видным кинорежиссером Борисом Конуновым. Сравнивали состояние культуры в советские времена и нынешние, но разговор вдруг принял другой оборот.
«Да что говорить! — вдруг занервничал он.- Раньше у меня до двух часов ночи дверь дома не закрывалась! А теперь?! Чтобы просто так завалилась к вечеру или за полночь компания - поговорить по душам, посмеяться, душу отвести, обнять друга на пороге, где все равно — молдаванин ты, еврей или русский — так этого давно нет и в помине!».
Тема стала вдруг интересной: куда и когда у нас в Кишиневе исчезла эта радость открытых и свободных человеческих отношений? Этих общений, полночных бесед на кухне, за столом, когда тебя с двух сторон подпирают дружеские плечи? Этих упоительных состояний родства душ и понимания, что мы, человеки, — одно целое? Знаю, что кто-то сразу возразит: и сравнивать нечего! Что вы хотите, времена были травоядные, а сейчас все живут как на войне! А что, разве нормально, что у нас 25 лет продолжается своего рода средневековая война «Алой и Белой розы»? Разве для народа это — в порядке вещей? Всем комфортно? Хочется жить в таком государстве?
Нет, те посиделки были не просто дорогим советским достижением или излишеством, вроде вишенки на торте. В них сказывалась температура общества, выдающая его состояние с головой. И мерилом выступала не национальная или политическая, а то и гео-принадлежность, вышедшие сегодня на передний план, а общечеловеческие ценности и качества, которые значимей и важнее.
Да, давно все пошло по другому сценарию, и развитию такого сюжета здорово помогли и до сих пор помогают «заинтересованные лица». Но заметьте: даже на протестной площади, стоя плечом к плечу, тепла никто не обретает, там другая температура. Её нервный градус — состояние неудовлетворенности, почти ненависти. И все это, по большому счету, не имеет отношения к межличностным отношениям, тем связям, которые оскудели, истончились в обществе до неузнаваемости.
Более того скажу: в этой войне всех против всех потерялся Человек. Кто всерьез сейчас берется обсуждать такую тему, как моральное и духовное состояние общества? Кто верит, что будет польза от таких разговоров? В топе только новости, что сказал тот или иной политик. В Молдове катастрофически выросло число самоубийств и немотивированных жестоких преступлений. Все это видят и слышат.
Именно характер этих преступлений бросается в глаза в первую очередь: изнасилования в несовершеннолетних даже в родных семьях, убийство жены - мужем, сына — отцом, или наоборот. Кончают с жизнью молодые люди, бросившись с высоток, и все это попадает в хронику событий, но никак не в оценку общей ситуации. Это даже не обсуждается как прецедент. Каждый сам по себе и за себя. Распад общества катастрофический. И когда в очередной раз наши политики начнут сетовать, что нет единства в обществе, способного противостоять мздоимству и разрухе, им бы вспомнить, что начинать стоило с другого. Лучше спросить: как мы потеряли в Молдове Человека?