На XXIV открытом кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» гран-при программы «Омнибус» получил белорусский кинорежиссер Андрей Кудиненко. Программа представляла собой конкурс киноальманахов. Были представлены работы из России, Украины, Литвы, Армении и Беларуси.
Андрей Кудиненко, с которым «Sputnik» познакомился еще до торжества, до последнего момента не верил в победу – слишком сложный и слишком некоммерческий проект он представил. Однако выбор жюри оказался непредказуем. Мы спросили Андрея о секрете успеха и перспективах современного кинематографа.
Расскажи о работе, которую ты представил на конкурс?
Этот проект называется «Хронотоп». Он рассказывает про время и пространство, современную мифологию. Это истории про современность. Может быть, не анекдоты, но парадоксы. Я хотел передать какие-то ритуалы и обряды современного мира. Проект коллективный, открытый.
Это проект независимого кино. Каждый режиссер друг другу помогает. Кто финансами, кто талантом. Проект открытый.
А инициатором проекта был ты?
Да, конечно, это моя идея. Много режиссеров сейчас хочет что-то снять в маленьком метре высказать, что хочется. О месте, о времени, в котором ты живешь. Это вещь такая универсальная и интересная.
Есть условие – новелла не должна длиться дольше семи минут. А лучше пять. Тут я показывал всего 25 минут. Хотя у нас больше часа за полгода набралось. Но просили 25 минут почему-то. Ну, я и выбрал на 25 минут историй.
То есть, это дух времени такой, Zeitgeist?
Время сейчас сериальное, время короткого высказывания. Мне было вообще интересно, что сейчас вся режиссура ушла в сериальное кино. Мне был интересен такой формат, как «Твиттер» или «Инстаграм», где ты высказываешься на маленьком пространстве. И все истории связаны. Связаны либо актерами, либо местом действия. Либо деталями. Как в «Твиттере». Ты что-то написал, кто-то тебя отретвитил, кто-то прокомментировал. Это ризома, паутинная связь.
Я не люблю альманахи типа «Париж, я люблю тебя». Это немножко другое. Ты даешь свое авторское выказывание. И если ты с другим немножко пересечешься, ты не должен будешь говорить на заданную тему.
Кто из режиссеров тебя поддерживал?
Режиссер из Польши Янош Гаврилюк. Белорусские коллеги Саша Депалев, Коля Князев, Рома Копанюк. Мало того, что мне в проект белорусские писатели дали литературу. Это Адам Глобус, Виктор Мартинович, драматург Павел Пряжко, Павел Костюкевич, Артур Климов.
Андрей, а как это можно будет увидеть?
Ну, в Интернете в основном. Вообще хочется, чтобы это был проект, где бы люди присылали свое кино. Но там нужны будут и деньги, и модерация.
То есть, у тебя получается фильм-снежный ком? Как у тебя родилась эта идея?
Так и родилась. Из таких моделей, как роман «Теллурия» Владимира Сорокина и «Твиттер». Я изначально даже называл это «твиттер»-сериал. Каждый выказывается, но только в коротком формате.
Когда тебе присылают видео, ты его отсматриваешь, отдаешь на переделку? Было такое?
Это и на уровне сценария происходит. Мы советуемся, я говорю, чисто интуитивно, как модератор: это подходит нашему проекту, это нет.
Ты говорил про мифологию современности. Что ты имеешь в виду?
Да это может быть все, что угодно. Может быть встреча с другим миром, с сакральным миром. Это может быть парадокс. Это может быть не высокое искусство, а совершенно бытовое.
Это поток нашей жизни. Там не должны быть какие-то высокие авторы. Это культура третьего мира. Это некое бессознательное нашей жизни. Это случаи, но не в виде анекдотов.
Типа как у Хармса?
Ну, вот Хармс подходит. Парадоксы и случаи. Это современный фольклор, но он больше, чем фольклор. Глубинная первооснова бытия.
Может быть, ты хочешь выявить какие-то механизмы нашей жизни?
Ну, механизмы не выявишь. Тут только соприкосновение с какими-то вещами. С другим миром. Поэтому мне стало интересно поработать с мифологической историей.
Но ты ведь не будешь останавливаться на достигнутом? У тебя, наверное, есть еще что-то более амбициозное?
У меня есть еще несколько проектов. Но я думаю «Хронотоп», который есть, я его хочу, как Джим Джармуш свой фильм «Кофе и сигареты» делать бесконечно.
Расскажи, что ты снимал до «Хронотопа»?
Я белорусский режиссер. Родился в 1971 году. Закончил Белорусскую академию искусств. Учился у народного артиста Виктора Турова — автора фильмов «Родом из детства», «Люди на болоте». Снимал сначала экспериментальное кино, про 60-е годы, про Валентина Виноградова. Это незаслуженно забытый режиссер, однокурсник Тарковского, Шукшина. Из самых моих известных фильмов могу назвать фильм «Оккупация. Мистерии» про Вторую мировую. В Интернете он есть. Есть фильм «Массакра» в жанре «бульба-хоррор». Есть фильм «Розыгрыш», который в России шел в прокате и зарабатывал хорошие деньги. Снимался он на студии Павла Лунгина.
Про «бульба-хоррор» расскажи, что это такое?
Ну, есть спагетти-вестерн, а есть «бульба-хоррор». Мой фильм шел в белорусском прокате, был сделан на Беларусьфильме. Это готическая история XIX века. Один из героев – граф-оборотень. А сейчас я больше занимаюсь независимым кино.
Как ты оцениваешь то, что происходит в современном кинематографе?
Трэш и угар на самом деле происходит. Проблема в том, что в той же России нет независимых коммерческих каналов, которые поддерживали бы настоящее кино. Непонятно почему нет никакого интереса к независимому кино, которое снимают обычные ребята. Я думаю – за этим будущее, потому что официальное кино ушло в сторону каких-то заказов. Идет обслуживание поколения «50+», которое уже уходит. А поколение «25+» пользуется торрентами, чтобы скачивать фильмы. И ему, по большому счету, нечего смотреть. Но еще хуже коммерческое кино, которое делают в расчете на подростков. Но подростки вырастают, а настоящего кинематографа нет. Есть мэйнстрим, и есть андерграунд, а настоящего кино, которое было бы для меня лучшим, которое было в 80-х, его нет. А это – середина, которая и есть кинематограф. Не коммерция, не артхауз, а реальные, правдивые истории из жизни людей.