Сегодня все, как сговорились, ищут выход в лабиринте самоидентификации и самоопределения: поклонники селфи и сыроедения, геи и феминистки, да что там — целые страны и даже религии! Процесс такой «рассортировки» оказался актуальным, как и охота за чем-то редким и неповторимым.
Индивидуальное, свое — вот чего всем хочется. Так и с нашим Агентством по туризму — все ищет нехоженые тропы, чтобы привлечь в госказну доходы от притока любителей путешествий и экзотики. Но, как неожиданно посетовал представитель Агентства, «недобирает» в мировом масштабе Молдова туристов потому, что её природа, кухня, вино и даже национальные костюмы похожи на имеющиеся в двух соседних странах. Ну не хватает нам индивидуальности. Допустим, хотя замечание мягко говоря, спорное. Но тогда возникает резонный вопрос: за что нам все-таки «зацепиться»? Замка Дракулы нет, и тогда кричи караул? Вопрос, как ни странно, упирается в проблемную ситуацию в стране. Вернее, в избирательное отношение к истории, памятникам, к прошлому Молдовы. Разумеется, богатому, безусловно — индивидуальному, само собой — уникальному. Но если изымать из этого прошлого целые страницы, а другие не замечать, третьи выдавать в «помарках запустения» — что останется? А я скажу что: все те же природа, кухня и вино… похожие на соседние страны.
Зайдем с другого конца. Как вы думаете, Владимир Набоков — писатель с мировым именем? Его след на земле, его биография людям интересны? А ведь след этой биографии в двух шагах от нас! Это он оставил для нас, беспамятных, «записку» в автобиографической книге «Другие берега» о том, что одна из его теток, Елизавета, была замужем — за князем Витгенштейном. Он с ностальгией вспоминает в перечне своих детских впечатлений «пикники, спектакли, бурные игры» в таких местах, как «великолепные витгенштейновские имения Дружноселье за Сиверской и Каменка в Подольской губернии». Была когда-то приписана к Подольской губернии, а давно это наша молдавская Каменка. И великолепный парк с санаторием — это и есть то имение Витгенштейнов, которое посещал Набоков.
У имения длинная и интересная история — в 1819 году на сожженном солнцем поле над Днестром, где не было ни одного дерева, Петр Витгенштейн построил дворец, возле которого приглашенными на земли графа немцами были заложены два благоустроенных парка. Ценные породы деревьев привезли из-за границы. В парке были пруды, где разводили рыбу. Они соединялись водными протоками, через которые были перекинуты ажурные мостики. Здесь было множество цветников. А один из них изображал фамильный герб П.Х. Витгенштейна. Путешественник того времени А. Афанасьев-Чужбинский утверждал: «Подобного парка нет на всем протяжении Днестра»!
Здесь Петр Витгенштейн более 200 лет назад, купив имение, занялся выращиванием винограда и изготовлением вина. Поэтому неудивительно, что его потомки, живущие в Германии, проявляют особый интерес к виноделию. Не так давно гости из Германии посетили Каменку. Князь Александр Сайн-Витгенштейн лично осмотрел имение своего «пра-пра». А на заводе «Квинт» был даже создан коньяк под маркой «Князь Витгенштейн», который, как уверяют его создатели, по своим качествам не будет уступать известному французскому коньяку «Луи XIII».
Это всего лишь ОДИН адрес на карте Молдовы. Но на самом деле их, столь же уникальных и интересных, десятки. Туристы оставляют в сетях любопытные замечания о Кишиневе. И лучше бы туда заглядывали наши работники Агентства по туризму. По этому случаю хочу процитировать лишь одну запись в блоге, потому что она типична и характерна. Вот она: «…Осмотрели снаружи дом, где останавливался Шаляпин (угол Штефана чел Маре и Бонулеску-Бодони — Ред.). Да-да, бывал Федор Иванович в Кишиневе с концертами, бывал. Причем, целых два раза: в 1899-м и в 1933-м годах. А дом, в котором он останавливался, представляет собой очень симпатичный трехэтажный особнячок — с колоннами, с балкончиками и с лепниной по фасаду. Правда, сейчас он, увы, требует капитального ремонта и находится в таком ужасном состоянии, что оно совсем не достойно памяти этого человека!».
Тут уже и добавить нечего!