КИШИНЕВ, 29 сен – Sputnik. Возможный запрет на транзит самолетов российских авиакомпаний через воздушное пространство Украины может привести к уходу из Молдовы авиаперевозчиков РФ и монополии на молдавском рынке, заявил корреспонденту Sputnik источник в органе гражданской авиации.
В пятницу украинский кабмин запретил российским авиакомпаниям полеты на Украину с 25 октября в рамках санкций против России. Также кабмин запретил российским авиакомпаниям транзит товаров военного назначения и использование на Украине российского программного обеспечения. В понедельник Минтранс РФ поручил Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации) направить авиакомпаниям Украины уведомления о прекращении на использование воздушного пространства России с этой же даты.
"Для Украины это очень серьезно и повлечет большие экономические потери в равной степени, как для авиакомпаний, так и для аэропортов. Ущерб может оказаться невосполнимым, тем более что рейсы в Москву и Россию занимают очень большую долю работы украинских авиакомпаний и аэропортов. Это, прежде всего Борисполь, Жуляны, Одесса. Украина не просто, рубит сук, на котором сидит, она под корень рубит дерево", — заявил эксперт.
По его словам, в настоящее время в отношении транзита через Украину поступает противоречивая информация. Собеседник заявил, что с одной стороны, о полном его запрете речь не шла, но сейчас не исключена вероятность, что российским авиакомпаниям может быть полностью закрыта возможность пересекать воздушное пространство Украины. Для Молдовы, считает эксперт, большой выгоды в этом не будет.
"Мы не совсем по пути. Полет из Кишинева в Москву сам по себе проходит где-то над Киевом. Одесситы могут в каких-то отдельных случаях пользоваться услугами Кишиневского аэропорта, также как жители столицы Молдовы иногда летали через одесский аэропорт в том направлении, которое у нас не обслуживалось. Но, если перекроют транзит для регулярных перевозок, то российские компании не смогут прилететь к нам, и весь объем пассажиропотока будет находиться в руках молдавского перевозчика", — сказал собеседник.
По мнению эксперта, чем меньше игроков на рынке, тем ниже конкуренция, а там где меньше конкуренция, сразу появляется вопрос цены. При таком раскладе, утверждает специалист, появляются минусы для рядового пассажира, который может потерять и в стоимости билета, и в возможности выбора.
"Возможно, на сегодняшний день московское направление где-то перегружено, а если будет закрыт транзит и произойдет возможный уход российских авиакомпаний, у пассажира просто не останется выбора в качестве услуг, сервиса, регулярности полетов. Ни для кого не секрет, что в отношении молдавского перевозчика периодически возникают нарекания по всем этим пунктам. Бывают и очень длительные задержки вылетов", — заявил источник.
Специалист утверждает, что для наращивания объема перевозок не нужно больших усилий, но требуется увеличение парка воздушных судов и частоты полетов.
"В принципе за месяц можно принять все необходимые меры для того, чтобы решить эту задачу. В целом, думаю, что решения о запрете на транзит не будет. Полагаю, что в ближайшие дни появится ясность в этой ситуации", — заключил источник.
На данный момент в Молдове представлено несколько российских авиакомпаний – "Аэрофлот", "Сибирь. S7 Group", "Уральские авиалинии", "Utair" и "VIM AIRLINES". Все они осуществляют полеты транзитом через Украину. Также в Россию из Кишинева можно добраться самолетами молдавской авиакомпании "Air Moldova".