Долгое время отношения Беларуси и Запада складывались в рамках одного и того же порочного круга: Запад под предводительством США жестко и последовательно навязывал Республике Беларусь свои ценности, белорусское государство достаточно успешно отбивалась от учителей демократии, чем заслужила репутацию дефективного хулигана в "семье светлых демократических народов".
Сейчас, по ряду конъюнктурных причин стороны перешли к диалогу, и хотя цели Запада в отношении нашей страны остались неизменны, этот диалог объективно выгоднее, чем конфронтация. Какой бы ни была реакция международных наблюдателей по итогам президентских выборов в Беларуси ("признание", "признание с оговорками", "непризнание с констатацией прогресса") — любой результат приведет к формированию после 11 октября 2015-го года принципиально новой внешнеполитической реальности для Беларуси
Интрига выборов-2015
Итог президентских выборов уже сейчас не представляется тайной за семью печатями.
Главная интрига нынешней кампании изначально заключалась не столько в том, "кто победит?", сколько в том, "что будет после?".
Эта политическая установка является общепризнанной и устраивает основных участников a priori, недаром подтверждается данными социологии. И базирующийся на территории Литвы "независимый" НИСЭПИ, и государственный ИАЦ при Администрации Президента показывают достаточно высокие рейтинги электоральной поддержки Александра Лукашенко (45,7% и 74,1% соответственно). Не лишним будет также напомнить, что примерно схожие цифры эти организации называли в преддверии выборов прошлых лет, когда действующий глава государства "элегантно побеждал" в первом туре.
Поствыборные сценарии
В этой ситуации для основных внутриполитических игроков в Беларуси имеются различные сценарии будущего, напрямую зависящие от обстановки в белорусской столице в ночь после закрытия избирательных участков, а также от реакции коллективного Запада на результаты белорусского волеизъявления.
При этом пункт 2 во многом происходит из пункта 1, то есть львиная доля в оценке степени "демократичности" отечественных выборов будет принадлежать факту наличия "Плошчы" в Минске и действиям правоохранительных органов в отношении протестующих.
В целом я считаю, что массовые волнения по аналогии с 2006 или 2010 годом в сегодняшней Беларуси невозможны, идея "Плошчы" дискредитирована событиями на Украине. Но представителям "традиционной" (революционной) оппозиции кровь из носу необходимо поломать сценарий диалога, иначе у них просто нет политического будущего.
Отмечу, что нынешняя кампания является, пожалуй, второй в истории суверенной Беларуси, где нет зарегистрированных кандидатов, призывающих "восстановить справедливость" методами уличного протеста. Между тем долгие годы именно силовой сценарий "цветной революции", который пытался осуществить Запад силами своих контрагентов в лице белорусской оппозиции, был определяющей линией поведения США и ряда европейских государств в их вмешательстве в белорусские политические процессы.
Новейшая история Беларуси помнит, как минимум, пять таких попыток, приуроченных к важным событиям отечественной внутриполитической жизни: в 1996-м, 2001-ом, 2004-ом, 2006-ом и 2010-ом годах. Все эти лобовые столкновения с белорусским государством большей частью были полностью провальными, а вопрос условно-досрочного освобождения тех или иных "политзаключенных" становился стержневым в проблематике двухсторонних политических отношений.
Политики трансформации
Между тем, подобное хождение по кругу никак не приближало Запад к решению своих задач по втягиванию Беларуси в орбиту собственного геополитического влияния, внедрению либеральных стандартов государственного управления и экономической политики. В этой ситуации был сделан правильный вывод о том, что "у Беларуси проблемы не потому, что есть Лукашенко, а Лукашенко есть потому, что у Беларуси проблемы". Таким образом, груз ответственности за несоответствие белорусской действительности принятым на Западе стандартам демократии был перенесен с правящих элит на общество в целом, которое выступило в роли "коллективного авторитаризма".
То есть можно сказать, что в Брюсселе и Вашингтоне наконец поверили белорусским дипломатам не первый год убеждающим западных коллег в том, что "президент Лукашенко пользуется безоговорочной поддержкой, так как его политика в полной мере отвечает менталитету, интересам и чаяниям белорусского народа".
Поверили и сделали вывод, который в своей резолютивной части остался прежним: "Карфаген должен быть разрушен", однако в части инструментария были предложены уже другие подходы.
Так на свет появилась политика "трансформации", основанная на принципах "вовлечения" и "диалога". В этом случае в основе замысла лежит не демонтаж белорусского государства, а его постепенное изменение, когда в силу внешнего воздействия на сознание масс у конституционного строя Беларуси в его нынешнем виде просто исчезнет социальная база поддержки. При этом государственный аппарат будет самостоятельно инициировать необходимые Западу "реформы" на основе принципа совместного участия в различных проектах и постепенного втягивания чиновничества в идейно-политический контекст "демократических государств".
Менеджеры вместо хулиганов
Естественно, подобное изменение тактики на белорусском направлении больше не предполагает поддержку традиционной "революционной" оппозиции, которая по традиции мыслит в категориях "плошча-здрада-перамога".
В обозримой перспективе западными НКО будут востребованы демократические активисты новой формации: не политические хулиганы с мегафоном в руках, но политические менеджеры, выступающие за диалог с властью и "мирные перемены".
Нужно предполагать, что понимание угрозы невостребованности уже в полной мере есть у политиков старой формации, которым хотя бы из чувства самосохранения необходимо "поломать" данный сценарий.
Недаром буквально сразу после освобождения из мест лишения свободы Николай Статкевич заявил, что "предложит демократическим силам новую стратегию", однако декларированное новое мышление на поверку оказалось старой песней о главном: собрав коалицию стареющих оппозиционных лидеров Статкевич сообщил о "готовности организовать встречу Лукашенко с избирателями на площади". Дальше последовала череда несанкционированных пикетов против "выборов", против "российской авиабазы" и т.д.
Риторика организаторов данных мероприятий, несмотря на малочисленность их участников, просто взывает к белорусским властям "Посадите меня!", что предполагает кульминацию этого действа в вечер и последующие дни после голосования. Чем закончится лебединая песня белорусских радикалов — покажет время…