КИШИНЕВ, 13 окт – Sputnik. По мере увеличения внимания читателей Sputnik к серии публикаций о подземных тайнах Кишинева в адрес редакции стали поступать отклики от тех, кто не поддерживает версию о нахождении под столицей Молдовы тоннелей, вырытых еще в период господства Османской империи.
От осман остался лишь один источник
Юрий Швец, молодой краевед, изучающий историю Кишинева, заявил, что "никакого отношения турки к кишиневским подземельям "не имеют"".
"Ходы в районе Пушкинской горки, о которых шла речь в одном из материалов, – это старые каменоломни. Даже нынешняя улица Заикина, рядом с которой эти ходы находятся, раньше называлась Каменоломной. Из этой самой Пушкинской горки и добывали камень для строительства, и, конечно же, остались кое-где полости в толще холма", — отметил Швец.
По его словам, никаких турецких подземелий нет и в районе проспекта Штефан чел Маре.
"Недалеко от улицы Измаильской был и есть рынок, что подразумевает наличие рядом разных складов с обширными подвалами. Холодильников-то раньше не имелось. Турки вообще здесь ни при чем, при них это место было далеко за пределами города", — сказал Швец.
О том, насколько прав краевед по поводу турецкого вмешательства в "подземную архитектуру" города, корреспонденты Sputnik решили выяснить у профессиональных ученых.
Историк Петр Шорников отмечает, что ничего конкретного о присутствии турок в Кишиневе не известно. По словам специалиста, после времени османского сюзеренитета над Восточной Молдовой (позже – Бессарабией) в Кишиневе остался только один объект – выложенный из камня источник, близ холма, на котором стоит Мазаракиевская церковь. Сейчас на месте родника стоит здание предприятия Apa Canal, а "в годы оны" здесь набирала воду едва ли не половина жителей тогдашнего Кишинева.
Между турками и ногайцами
"Что же касается турецких подземных ходов, то есть одна легенда о тоннеле, который начинался в районе нынешнего проспекта Штефан чел Маре и заканчивался в районе Центрального (Армянского) кладбища. Но, повторюсь, это информация на уровне слухов, никаких подтверждений ее нет. Также я ничего не слышал и о том, что этот "легендарный" подземный ход был предназначен для каких-либо оборонительных задач", — рассказал Шорников.
Историк продолжил османскую тему, но уже с другого ракурса. Он рассказал о том, что в последние столетия османского владычества в Восточной Молдове на этой территории было целых четыре турецких райи – крепости с прилегающими к ним землями, которые находились в непосредственном подчинении султана, а не молдавского господаря.
Став вассалом Османской империи в 1456 году, Молдова простиралась от Днестра до Карпат, Дуная и Черного моря. А затем турки стали отдирать от страны кусок за куском. Райи были в Бендерах, Хотине, Рени и Измаиле. Турецкий гарнизон также стоял и в Сороках, но райи там не было. Картину разорванной на части восточной половины Молдавского княжества дополняла кочевавшая южнее Кишинева ногайская орда.
"В 1538 году Стамбул разрешил ногайцам кочевать в Молдове, южнее линии Бендеры-Леова. Между ногайскими кочевьями и поселениями молдаван пролегала нейтральная полоса шириной в 40 верст (немногим более 40 километров), которая не раз нарушалась – угоняли людей, грабили", — отметил Шорников.
Старейший храм был создан благодаря ногайцам
Центром ногайцев в Молдове были Каушаны, где стоит старейший из сохранившихся в стране православный храм.
"А появился он так. Когда невольников-молдаван в землях ногайцев стало слишком уж много, они попросили у степняков разрешения построить церковь, где смогли бы молиться. И ногайцы согласились. Нельзя здесь не отметить веротерпимость тех мусульман, с которыми столкнулись тогда жители Молдовы", — сказал Шорников.
Время ногайской орды закончилось в Молдове в 1807 году, во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Русские войска заняли Молдову, с ногайцами провели переговоры и предложили им откочевать в Крым. В итоге 40 из 70 тысяч ногайцев ушли на полуостров, а оставшиеся 30 тысяч по наущению осман двинулись к Измаилу, а потом – за Дунай. Крым тогда был уже российским, а задунавье еще долго оставалось во власти Высокой Порты. Кто-то из ногайцев захотел жить под протекторатом Петербурга, кто-то – Стамбула.
А в 1812 году Россия присоединила Восточную Молдову, образовав здесь Бессарабскую область с административным центром в Кишиневе. Теперь местным жителям не нужно было бояться диких кочевников и зоркого османского ока. От Хотина и до Черного моря больше не стало границ и угроз.