Византийский орел двумя головами смотрит в разные стороны – на Восток и на Запад. Молдова же не просто смотрит в разные стороны, а пытается двигаться. Молдавский Тяни-Толкай, сказочный персонаж Хью Лофтинга, творчески позаимствованный Корнеем Чуковским – копытное двухголовое животное, пытающееся идти в разные стороны из-за обилия плюрализма и поэтому недвижимое и нелепое, 25 лет демонстрирует попытки сдвинуться и выбраться из ямы, куда по сути сам себя посадил.
Его существование, часто маскируемое терминами «независимость» и «суверенитет», привело к тому, что самые активные его обитатели уже покинули яму, в которой он их удерживал и пошли по миру, с разной степенью личного успеха, кто на стройки, кто в банки и IT-сферу, в силу возможностей, талантов и способностей укрепиться на новых родинах.
Гражданское общество не может сформироваться – у граждан нет времени задумываться о правах и свободах, в раздумьях о "естественном и неотъемлемом" можно упустить место работы за рубежом, которое, в отличие от основных прав, записанных в далекой Европе 65 лет назад, вполне могут отнять. Власть, при отсутствии гражданского общества, разумеется, все 25 лет развращалась и обогащалась – что естественно — когда нет контроля и надзора работают законы энтропии и буквального понимания и воплощения библейского изречения "всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет".
В такой обстановке даже удивительно возникновение в стране каких-либо массовых и организованных протестов, и совсем не странно, что мысли об их организации извне, лицами преследующими корыстные интересы, это первое, что приходит в голову.
Впрочем, боятся зарубежных кукловодов (сей театральный термин уже навяз в зубах и вызывает тоску у любого, кто следит за публикациями местных СМИ) не стоит – серьезные политологи сходятся в мысли, что совершить успешный переворот или революцию без серьезных внутренних причин никому никогда и нигде не удавалось – сколько бы не накачивать внешними финансовыми источников возмущенных лидеров оппозиции, без народных "гроздей гнева" они обречены на провал.
Так что доктора политологических, и не только, наук видимо не зря говорят нам, что любой протест это нормально и его надо воспринимать на ура – что наше гражданское общество питается протестной энергией как младенец материнским молоком и также стремительно растет, правда, не уточняя при этом, в кого он вырастет, в доброго и трудолюбивого человека или аморальное существо, но тут уж как Бог положит.
Ну да ладно, тут наука бессильна, хотелось бы, пробираясь пускай и через палатки протестующих и через разбитый асфальт, думать не только о том, что войны нет и славно, но и об элементарной гигиене и попросить протестующих не только о соблюдении мира и порядка, но и еще об одной пикантной, а в нормальном обществе даже интимной вещи.
Братья Стругацкие в романе "Улитка на склоне" изрекли важную мысль, благодаря которой можно неплохо разобраться в людях – "Невежество всегда на что-нибудь испражняется". Именно поэтому хотелось бы, чтобы публичные дебаты или интернет-войны политиков, где принято вербально поливать друг друга известным веществом, не переросли в акции прямого действия с потоками настоящего кала, что мы, к превеликому сожалению, уже наблюдаем. Ибо фекальные разборки демонстрируют не только сортирные деревенские принципы, но и нелюбовь к нашей столице, которая и так часто дурно пахнет. Воздержитесь, иначе наша Улитка на склоне по имени Молдова так и не выберется из раковины и никуда никогда не приползет. Если допустить, что наш Тяни-Толкай вырос до улитки.