КИШИНЕВ, 16 окт — Sputnik. Существует ли пресловутая "умеренная оппозиция", чего добиваются "Аль-Каида" и ИГ, почему ливанцы сражаются друг против друга на вроде бы чужой войне – в материале РИА Новости.
Сторонники Башара Асада: осажденное положение
Сирийский конфликт часто пытаются свести к привычной ближневосточной формуле "сунниты против шиитов", но на деле в этой войне все сложнее. Большинство населения Сирии — сунниты, для которых принципиально важна роль мусульманской общины при принятии ключевых для страны решений. Неслучайно в конституции Сирии 2012 года было прописано, что главой государства должен быть именно суннит.
Президент Башар Асад изначально принадлежал к приверженцам другого течения ислама — алавитам, которые близки к шиитам. Однако позже он перешел в суннизм. Именно поэтому четкого религиозного деления между сторонниками и противниками Асада нет. Большую часть правительственной армии составляют сунниты. Но алавиты по-прежнему считают Асада "своим", и потому на его сторону встало и алавитское (то есть фактически шиитское) ополчение, и шиитские военизированные группы из соседних стран. Среди таковых, например, иракская "Асаиб Ахли аль-Хак" — радикальная группировка, известная хорошим уровнем боевой подготовки.
Помимо того в 2013 году о своем участии в сирийском конфликте заявила признанная в ряде стран террористической ливанская организация "Хезболла". Интерес ливанцев состоит в защите шиитского меньшинства Сирии.
"Умеренная" оппозиция: дезертиры и прочие несогласные
Основное "боевое крыло" оппозиции составляет "Свободная сирийская армия" (ССА), номинально возглавляемая в настоящий момент бывшим бригадным генералом правительственной армии САР Салимом Идрисом.
ССА провозгласила о своем создании буквально спустя год после начала конфликта. Ее основу составили разрозненные боевые группировки, сражавшиеся в разных частях Сирии против Асада. Эти бригады состояли в основном из дезертировавших солдат и офицеров, которые заняли радикальную линию по отношению к политике действующего руководства страны. Основной своей целью ССА декларируют уничтожение режима Башара Асада.
Позже в ходе конфликта "Свободная сирийская армия" слилась с так называемым Движением свободных офицеров, которые также представляли собой дезертиров и им сочувствующих. Однако наличие единой структуры и единого управления ССА до сих пор ставится под вопрос, многие военные аналитики называют эту конструкцию искусственной, подчеркивая, что отдельные группировки подчиняются своим полевым командирам.
На стороне ССА также сражаются представители Иордании, которая подключилась к конфликту после военного инцидента с правительственными сирийскими войсками на своих границах, а также граждане целого ряда других стран, среди которых большинство составляют сунниты из Ливии. Немало в Сирии и добровольцев из Ливана, а также Израиля, для которого "Хезболла" является одним из давних врагов.
"Джебхат ан-Нусра": не противники, а конкуренты ИГ
Террористическая группировка "Джебхат ан-Нусра", по сути, являющаяся филиалом "Аль-Каиды"
на территории Сирии и Ливана, представляет собой весьма грозную силу в сирийском конфликте. Боевики-исламисты контролируют практически весь север страны и успешно противостоят как правительственным войскам, так и отрядам "Исламского государства". При этом никаких принципиальных идеологических противоречий между "Джебхат ан-Нусра" и ИГ нет, по сути это две конкурирующие силы одного лагеря, что объясняет постоянный переток людей из одной группировки в другую и обратно.
"Джебхат ан-Нусра" преследует свои цели, отличные от целей ССА, а именно — построение сирийского эмирата, а также "очищение" данной территории от алавитов (в более широком смысле — шиитов) и христиан.