Соседняя страна – Румыния, не достигла еще такого политического влияния в мире, чтобы давать другим государствам советы. Об этом размышляет директор Института дипломатических, политических исследований и вопросов безопасности, экс-вице-министр иностранных дел и евроинтеграции Молдовы Валерий Осталеп.
Всю прошлую неделю, наши "стратегические партнеры", соседи и по совместительству врио самозваной сестры — руководители Румынии, опять порадовали нас примером корректного поведения и добрососедского отношения.
Премьер Виктор Понта и экс-президент Траян Бэсеску по очереди соревновались в оскорблениях Молдовы. Кстати, превратилось в правило, что руководство Румынии чуть ли не ежедневно указывает молдавскому народу как ему жить, как руководить и что надо делать. Типа создают эффект привыкания.
А так как на данном этапе у нашей страны нет внешней политики, как нет и руководства, что соответствует интересам Румынии, такое поведение будет не только продолжаться, но и принимать самые причудливые рецедивные формы. В понедельник Понта, выступая в сенате, объяснил что Молдова находится в трудном финансовом положении (внимание!) "из за санкций со стороны России".
После шести лет правления прорумынского правительства, после всех фокусов, которые у нас проделали румынские же граждане — во всех бедах в Молдовы в очередной раз виновата Россия. И именно поэтому Понта объяснил заранее, почему кредит, о котором они раструбили до тошноты, в итоге, скорее всего, до адресата не дойдет.
Во-первых, Румыния узнала, что для этого нужен договор с МВФ, который вряд ли будет в обозримом будущем (и можно не сомневаться, что в Бухаресте об этом осведомлены). Во-вторых, оказывается, кредит планируется выдавать не молдавскому государству, а конкретной партии. Ибо, как заявил Понта, "в случае досрочных выборов к власти в Молдове придут проросийские силы, и тогда Румыния не выдаст кредит". Блестяще!
То есть, популярно выражаясь, — кредиты мы собирались выдавать только своим, которые вас и уничтожают. Любые другие — это уже не в интересах Румынии, и поэтому денег не одолжим. Забавно и то, как незатейливо Понта смотрит на ситуацию в Молдове: есть два вида политиков — прорумынские (те, кто сейчас) и пророссийские (любые другие). Промолдавских он не признает, впрочем, как и любых других кроме "своих", сегодняшних. Его "закадычный враг" Бэсеску решил не отставать и заявил, что он не знает, сколько людей в Молдове поддерживают объединение с Румынией (всем понятно, как он нагло врет — уж за 10 лет президентства румынская разведка посчитала молдаван раз пять уже, кто и за что).
Но, несмотря на "незнание", Молдовой, по его словам, должны руководить унионисты. Логика чисто демократическая: мне все равно, кто и за что, главное, чтобы было, как я хочу. Бэсеску не смущает, что он выступает в роли провокатора дополнительных раздражений во всей Молдове, особенно в Приднестровье, Гагаузии. Он специально это делает потому, что Румыния вступает на четко сформулированную линию поведения.
Дальше, независимо от событий в Молдове, Бухарест не будет скрывать, что основной целью его политики будет поглощение части Молдовы. Части, потому что знают, что сторонников Румынии в Молдове не больше 5%. Но это для них неважно. Важно, чтобы Молдова была в как можно худшем положении. Не было руководства. Объяснять, что у нас нет шансов. Ссорить молдаван и румын между собой. И показывать единственный выход — объединение. Нагло игнорируя, какое напряжение они создают этим поведением. Именно это и является целью. И поэтому можно заявлять сотни раз, что дарят Молдове 100 миллионов евро. И забыть. Потом обещать кредит в 150 миллионов. И потом умно объяснять, почему не получается.
Потому что мы с вами позволяем "их" политикам руководить нами. И обходиться с нами, как с дураками. Когда мы перестанем им позволять нас оскорблять, нам перестанут обещать сто миллионов. Но тогда мы, по-моему, перестанем вообще в чем-то нуждаться. Страна, которая себя уважает, может многое. Например, предложить Бэсеску, Понте и другим заняться своей страной. И платить им зарплату из молдавского бюджета. В наших интересах, чтоб Румынию развивали, уж те, кто хоть раз видел эту страну, — подтвердят.
Когда Румыния будет Германией или Венгрией, в смысле порядка и благосостояния, тогда и послушаем их советы. А до тех пор предлагаю работать и меньше мешать друг другу. Тогда и отношения будут стратегическими. И Путина перестанете боятся. И Молдову уважать, а не уничтожать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.