КИШИНЕВ, 27 окт — Sputnik, Сергей Цуркану. Пацифизм и вегетарианство в молдавской политике — это дело прошлого. Последние месяцы запомнились в стране чередой громких дел и "посадок" известных фигур. Кого-то уже успели освободить, а кто-то еще ждет решения суда в камере. Вместе с тем освобождение лидера "Нашей партии" Ренато Усатого вызвало ликование встречающей его толпы, а еще — рост его популярности в обществе.
В Молдове есть исторические предпосылки симпатий к "сидельцам" — утверждают историки. Скульптура Григория Котовского на коне не пострадала во времена смены политических формаций и продолжает грозно всматриваться в кишиневцев и гостей столицы, напоминая о былой популярности знаменитого "бессарабского Робин Гуда". Впрочем, не каждый побывавший в тюрьме, становится "народным героем", утверждает доктор истории Руслан Шевченко.
“Допустим, если бы Усатого посадили на большой срок, то он бы, скорее всего, сделался народным героем, потому что он выдвигает популярные в нашем обществе идеи и со временем его популярность только бы выросла. Петренко — народный герой только в глазах крайне левых, ну, в отношении Филата — это просто смешно, он известен как олигарх, его обвиняют в хищении сотен миллионов, он не пользуется особой популярностью в обществе. Если ЛДПМ еще окончательно не потеряла ориентацию в пространстве, думаю, ей необходимо серьезно реформировать свой имидж, и, по возможности, сменить лидера”,- заявил эксперт Sputnik.
У Ренато Усатого есть предпосылки для превращения в "народного заступника", правда против этой трансформации играет его быстрое освобождение, считает историк Сергей Назария.
“Те, кого власти карают несправедливо, те, кто по мнению населения, защищает простых людей, конечно, к ним сохраняются симпатии. Тому же Усатому люди симпатизировали, я со многими разговаривал и большинство считает, что его посадили незаконно. Правда, его отпустили…”,-сказал собеседник для Sputnik.
Изменилось ли наше общество со времен деятельности Григория Котовского, или нам, по-прежнему стоит ждать пришествия "благородных разбойников"?
“Наверное, нет. Тогда же было возможно только потому, что основная масса людей была пассивна, люди не боролись за свои права, их защищали только отдельные герои, но сейчас, я надеюсь, мы пережили тот этап развития, люди все с более высоким уровнем сознания и способны самоорганизоваться и защищать свои интересы”, — резюмировал Сергей Назария.
Впрочем, эксперты отмечают, что благородство разбойников, это, к сожалению, миф. Тот же Котовский, по мнению части историков, был далеко неоднозначной фигурой. И, если на фоне падения уровня жизни народ ожидает не успешных реформ, инвестиций и развития, а мессианского пришествия робин гудов, то означать это может лишь то, что кризис затронул не только экономику, но и менталитет, а разочарование реалиями зашло слишком далеко.