КИШИНЕВ, 26 ноя – Sputnik. Для понимания того, что сейчас происходит с турецкой внешней политикой, и почему Анкара пошла на беспрецедентный акт агрессии, сбив самолет российских ВКС, надо сделать исторический экскурс на несколько лет назад, считает востоковед Иннокентий Адясов.
Он напомнил высказывание тогдашнего министра иностранных дел Турции, а ныне турецкого премьера Ахмета Давутоглу: "Да, мы "новые османы". Мы вынуждены заниматься соседними странами. И даже идем в Африку. Великие державы наблюдают за этим с растерянностью".
"Президент Эрдоган в своих амбициях опирается прежде всего на военную силу — турецкая армия вторая по численности в НАТО и уступает лишь армии США, — подчеркнул эксперт. — К сожалению, неоосманизм в исполнении Эрдогана становится все более агрессивным, а моментами откровенно авантюрным".
Неспровоцированная атака на российский самолет находится четко в этой логике, считает Адясов: "Анкара не раз заявляла, что будет защищать на территории Сирии туркоманов (этнических тюрков, проживающих там со времен Османской империи) — и делает это, исходя из своего понимания ситуации. При этом суверенитет Сирии над этими территориями вообще не учитывается".
По мнению Иннокентия Адясова, Сирия лишь полигон для оттачивания инструментов и технологий неоосманской экспансии. "Неизбежно, рано или поздно, она коснется и стран СНГ, причем не только тюркоязычных" — заявил он.
Неоосманизм (и в этом его отличие от пантюркизма) рассматривает как зону влияния современной Турции все территории, которые ранее были в составе Османской империи или были зависимы от нее, пояснил эксперт.
"Так что в зону внимания неоосманизма попадает и Грузия (прежде всего автономная Аджария — гарантом особого статуса этой территории выступают с 1921 года Турция и Россия), и Молдова с ее тюркоязычным гагаузским меньшинством, и, конечно, Россия — прежде всего ее мусульманские и тюркоязычные регионы (к ним относится и очень далекая от Турции Республика Саха (Якутия) с ее тюркским населением и поистине неограниченными природными ресурсами). А также российский Крым, хотя исторической справедливости ради надо отметить, что крымское ханство никогда не было частью Османской империи, а лишь ее вассалом", — уточнил Адясов.
По мнению эксперта, вряд ли можно считать простым совпадением, что атака на российский СУ-24 совпала по времени с блокадой Крыма (включая и энергетическую) со стороны активистов меджлиса крымско-татарского народа — организации, напрямую финансируемой правительством Турции.
Адясов напомнил, что третьего августа этого года в Анкаре прошла встреча Реджепа Эрдогана с лидерами крымских татар. После чего события стали развиваться по нарастающей. "Возможно, через действия в Сирии Анкара просто отвлекает внимание и ресурсы России от Крыма накануне некой операции на полуострове", — сказал эксперт.
"Однако турецкое общество очень неоднородно, и нарастающий протест против ползучей исламизации, проводимой Эрдоганом и его Партией справедливости и развития, уже привел в 2013 году к Таксиму, — напомнил политолог. — Тогда протест крайне широкого фронта граждан, от коммунистов и анархистов до футбольных фанатов и турецких националистов, был жестко подавлен, но недовольство очень значительной части турецкого общества никуда не ушло".
На фоне резкого замедления темпов экономического роста, наблюдающегося сейчас в Турции, новый Таксим — уже с экономическими лозунгами — дело времени, считает эксперт.