КИШИНЕВ, 30 ноя – Sputnik. Неделю назад журналисты Sputnik рассказали о том, чем были знамениты молдавские воинские соединения в русской армии XVIII века. Где еще служили под российскими флагами уроженцы молдавской земли, поведал доктор исторических наук Виктор Цвиркун.
Их вели Минин и Пожарский
"Еще до XVIII века, начиная со времени царствования Василия Шуйского (1606 – 1610), молдаване, равно как и сербы, и греки служили в русской армии. Они отличились в боях против войск Речи Посполитой в рядах ополчения Минина и Пожарского", — отметил Цвиркун.
Выходцы из Молдовы защищали южные и юго-западные рубежи Московии, так называемые Тульскую и Белогородскую пограничные линии. Наши соотечественники хорошо проявили себя в ратных делах и при Алексее Михайловиче в составе полков иноземного строя, численность которых увеличивалась по мере роста военно-политического противостояния Русского государства с сопредельными странами – Речью Посполитой и Крымским ханством.
Знаменитые "потешные"
"В 80-е и 90-е годы XVII века, после Азовских походов Петра I, число выходцев из Молдовы и Валахии в русской армии заметно возросло. Помимо кавалерийских полков их стали зачислять в "потешные" петровские, будущие Семеновский, Преображенский и Бутырский гвардейские полки", — рассказал Цвиркун.
По его словам, в начале XVIII века в России полным ходом шло реформирование государства, в том числе и армии – осуществлялся переход от ополчения к регулярному войску. Наиболее востребованными стали драгунские полки, которые использовались в сражениях как в пешем, так и в конным строю.
Острую необходимость "Россия молодая" испытывала и в легкой кавалерии – для авангардных боев, разведки, похищения "языков", а также выполнения целого комплекса действий, связанных с принятой в 1707 году "Жолкиевской стратегией", включавшей тактику выжженной земли – ведь, ожидалось наступление армии шведского короля Карла XII.
Тогда Петром I и был принят на службу уроженец Молдавского княжества Филипп Петрович Апостол-Кигеч. Российский монарх вынашивал идею формирования в составе регулярной армии трех-четырех волошских легкоконных полков.
Пустили корни на российской земле
"В итоге, изначально было образовано три хоронгви, численностью 300 сабель. К 1708 году количество бойцов легкоконных хоронгвей выросло до тысячи человек, образовав первый молдавский легкоконный полк, отличившийся в боях Северной войны, особенно в битве при Лесной и под Полтавой", — сказал Цвиркун.
А к 1711 году в русской армии насчитывалось уже четыре полка, состоявших преимущественно из молдаван. В их состав также входили уроженцы Мунтении (Валахии), Украины, Сербии и Черногории.
Во время русско-турецкой войны 1710-1713 годов против татарской и османской легкой конницы Петр выставляет альтернативу в виде своих легкоконных полков, численность которых увеличивается еще на три. Эти подразделения вошли в число нерегулярных войск наряду с запорожскими и украинскими казаками.
По окончании боевых действий значительная часть полков была расформирована. В сокращенном виде, по 500 человек, сохранились полки под руководством наших соотечественников Григория Иваненко, Василия и Антона Танских и уже упомянутого выше Филиппа Апостола-Кигеча. В последствие эти прославленные солдаты стали основателями целых военных династий Российского государства.
Добровольцы отовсюду
В 1722-1723 годах, после завершения Северной войны, Петр обращается к идее создания мобильной пограничной линии для защиты юго-западных рубежей по образцу Сербской пограничной линии в Габсбургской империи, созданной в конце XVII века. Осуществление этого проекта было поручено Ивану Албанезу, сербу по национальности.
Выполняя поручение императора, он вербовал добровольцев из Османской и Габсбургской империй, в том числе и из Молдавского княжества, являвшегося турецким вассалом. В сформированные Албанезом гусарские полки вошли и ранее образованные легкоконные роты, в которых служили молдаване.
В созданном Албанезом к 1724 году Сербском гусарском полку наши соотечественники составили треть от общей численности личного состава.