КИШИНЕВ, 12 дек – Sputnik, Олег Таценко. Casa Mierii в селе Рэчула района Калараш — пример успешного семейного бизнеса. Семья из четырех человек практически с нуля подняла свое малое предприятие.
Об этом журналисты Sputnik рассказали неслучайно. Тема меда заинтересовала не только потому, что молдавским медом восхищались когда-то господари страны, русские цари, а уже в ХХ веке в республику ездили туристы со всей Европы. Но об этом потом.
Это семейное хозяйство затронуло большую тему. Почему в Молдове не ценят то, что дают наша земля, климат, природа? Средний и малый бизнес мог бы развиваться и расширять не только рабочие места, но и получать прибыль. Надо не забывать, что туризм в такой стране как Молдова, – это весомый вклад не только в бюджет страны, но и в копилку туристических жемчужин края.
Как все начиналось
Предприятие начиналось в 2002 году с пасеки во дворе и огорода частного дома. Названо оно так неслучайно. Casa Mierii, Дом меда, в национальном стиле с небольшим музеем, в котором есть "экспозиции" из жизни пчел. Рядом – магазин по продаже меда и продуктов пчеловодства. Предприятие оформилось в таком виде только к 2005 году.
Толчком к созданию Casa Mierii стали экскурсии отдыхающих из санатория "Кодру", расположенного в 10 километрах от Рэчулы в селе Хыржаука. По стране пошел слух о необыкновенном пчеловодском хозяйстве и его "чуда меда".
Отдыхающие вскоре начали приезжать сюда не только из населенных пунктов Молдовы, но и из других стран. Сперва приезжали, в основном, чтобы купить меда. Но очень скоро их стала привлекать "экскурсия" об истории молдавского меда. Семья Стегэреску постаралась придать сельскому дому музейную обстановку.
"Улей со стеклянными стенками и крышкой мой отец специально сделал для туристов", — рассказывает Константин Стегэреску, — молодой человек лет тридцати, руководитель Casa Mierii. Внутри улья вертикальные рамки с сотами, между ними копошатся пчелы, — жизнь улья, как на ладони.
Двор сельского дома и сами его стены обросли экспонатами — деревянные предметы сельского быта, металлические утюги, работавшие только на засыпанных в них раскаленных углях, ручные мельницы для зерна пшеницы и кукурузы, старые прессы для вина. Получился мини музей сельского быта села Рэчула. И главное — экологически чистый мед без каких-либо добавок. В "Каса маре" находится дегустационный зал для близких гостей. Там они могут отведать мед нескольких видов, а также различные продукты пчеловодства и даже медовое вино. Без "Каса маре" даже с предметами обихода далекого прошлого, "Дом меда" выглядел бы просто магазином, пусть и красиво оформленным.
Магазин устроили в полуподвале — светлые стены, прочные стеллажи из лакированной липы — над интерьером работал профессиональный дизайнер. В углу отражается блеск нержавейки — это медогонка. На стеллажах ровными рядами расставлены баночки с медом, расфасованные в наиболее популярных у покупателей объемах – по полкило и по килограмму. Никаких поставок в магазины или оптовикам. Продажа крупными партиями только одна — в тот самый санаторий "Кодры".
Ульи — 108 пчелосемей тут же, во дворе Casa Mierii, протянулись рядами по склону. Они круглый год здесь, среди цветущих деревьев и полевых цветов. Пчелы летают в радиусе двух километров от пасеки. Этого хватает, чтобы обеспечивать пчел медом весь сезон. "Поэтому мы не перевозим пчел с места на место, чтобы обеспечить их нектаром, — объясняет Константин Стегэреску. — Те, кто вывозит пчел на новые медоносные места, собирают больше меда, но у нас больше продуктов пчеловодства. Для ассортимента магазина – это очень важно".
"Дом меда" — излюбленное место туристов
В 2005 году "Дом меда" попал в национальную систему сельского туризма. Рэчула находится в зоне, которую называют "Бессарабским крестом" – там расположены четыре знаменитых молдавских монастыря. Один из них – Рэчульский, а сразу за монастырским забором находится Casa Mierii.
Количество туристов увеличивалось год за годом. Посетив монастырь, они заходят в "Дом меда", где дегустируют продукты пчеловодства, знакомятся с жизнью пчелосемей и уходят, как минимум с баночкой меда.
"Так мы попали во французские и немецкие туристические справочники, — продолжает Константин Стегэреску, — теперь туристы из Германии, Франции и Бельгии посещают нас регулярно. В этом году было много туристов из Китая и Японии".
Развивая и расширяя бизнес под наплывом иностранных туристов, семья Стегэреску соорудила обеденный зал на 40-50 человек. Он тоже оформлен в национальном стиле – вышитые белые полотенца на стенах, красный идеально ровного цвета кирпич, панели, оконные рамы и двери из светлой липы и, конечно, полки с баночками меда. "Здесь мы подаем блюда национальной кухни, — объясняет Константин, — зама, мамалыга, молдавское жаркое, плацинды. Готовим всей семьей — мама, отец, моя жена и я. Сил четверых вполне хватает".
Если бы инициативы сельских жителей Молдовы всегда и везде поддерживало правительство и местные администрации, то сельское хозяйство в стране можно было бы давно поднять. А это – средний и малый бизнес, всегда поддерживающийся своими заработками, рабочие места для молодых и среднего возраста специалистов, прибавки в государственный бюджет.
А развитие туризма – важная задача для экономики страны. у нас есть, что показать и чем гордиться.