Итак, как мы и предсказывали, попытка вхождения во власть Иона Стурзы закончилась фиаско. Кандидат в премьер-министры, названный президентом страны Николае Тимофти, даже не дошел до парламентской трибуны, чтобы представить программу своего кабинета министров.
Многие в стране, следившие в понедельник за прямой трансляцией из зала парламента, испытывали чувство неудобства за ситуацию, в которую попали названные Стурзой члены будущего кабинета министров. Уважаемые люди, хорошие специалисты в своем деле, они оказались в этот день в роли без вины виноватых. Но что делать, политика дело жестокое. И это был не их день.
На брифинге, последовавшим за несостоявшимся заседанием парламента, экс-кандидат в премьер-министры произнес, в принципе, ожидаемые всеми слова — о своем разочаровании, своей будущей роли лидера десятков тысяч людей, которых он не имеет права разочаровать. О своей готовности вести диалог с народом.
Не будем говорить о возможности реального воплощения в жизнь этих намерений Иона Стурзы. Это его личное дело.
Поразмышляем о будущих реалиях политической жизни страны.
Теперь нас ожидает поход представителей парламентского большинства к президенту страны, которому они представят свою кандидатуру на пост главы кабмина. Николае Тимофти должен назначить нового кандидата га эту должность в срок до 14 января.
Если это не произойдет хотя бы за 15 дней, до 29 января, когда истекает трехмесячный срок для формирования правительства, то страну могут ждать досрочные выборы. Согласно Конституции Молдавии, «в случае невозможности формирования правительства в течение трех месяцев с момента отставки прежнего, президент после консультаций с парламентскими фракциями обязан распустить парламент и назначить досрочные выборы».
Но, по мнению местных экспертов, Тимофти назовет кандидатом в премьеры представителя парламентского большинства, которое, естественно, и проголосует за него.
Может ли что-то помешать Тимофти сделать это, учитывая его, кажущеюся бы на первый взгляд, непредсказуемость, как например, ход с выдвижением Стурзы в кандидаты на премьер-министра?
Практически — нет. Теоретически — да. Под виртуальной возможностью заставить президента пойти против решения Конституционного суда можно было бы подразумевать сильнейшее на него внешнее давление или другие форс-мажорные ситуации. Но, как я уже писал до этого, крупнейшие геополитические игроки не будут ломать копья между собой из-за Молдовы. Для этого есть как объективные, так и субъективные причины. В самой нашей стране на сегодняшний момент нет силы, которая может противопоставить себя парламентскому большинству, а значит, и надавить на президента.
Поэтому дорожная карта выглядит сейчас следующим образом — в положенный срок президент выдвигает предложенную ему парламентским большинством кандидатуру, парламент ее утверждает 51-м голосом представителей социал-демократической платформы (ДПМ плюс "группа 14"), коммунистов, группы Лянкэ, либералов и независимых депутатов.
Вот с более далекой политической перспективой дело сложнее. Если будущему кабинету министров не удастся с первых же шагов эффективно взяться за решение болевых проблем страны, то призрак досрочных парламентских выборов становится реальностью. Их итог, если бы они были проведены сегодня, очевиден — однозначная победа левых сил.
Но прогнозы прогнозами, а реальность иногда оказывается совсем непредсказуемой. Поэтому посмотрим, что день грядущий нам готовит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции