КИШИНЕВ, 24 янв — Sputnik, Андрей Петрик. Оптимизация школ, о которой так долго говорили представители министерства просвещения, как о крайне успешной реформе, похоже, "вышла боком". По крайней мере, об этом можно судить по неутешительным цифрам статистики. Сокращается число учеников, уходят из системы опытные специалисты, а некоторые молодые кадры предпочитают не связывать свою жизнь с обучением детей "прекрасному, доброму, светлому".
Как заявил для Sputnik председатель профсоюза науки и образования Дмитрий Иванов, оптимизация привела к тому, что страдает, в первую очередь, качество предоставляемого образования, а вместе с ним и дети.
"Более ста учебных заведений, детских садов, школ были закрыты. А закрыли их по двум причинам: в бюджете не хватает денег, а в селах — детей. В государствах, где уровень жизни высок, к примеру, в Германии, во Франции, в Италии, имеют возможность содержать маленькие классы. От этого выигрывают дети. А при нашей бедности никуда не денешься. Вот и оптимизируют, и закрывают школы, где мало детей", — отметил Иванов.
При этом, по словам эксперта, плоды оптимизации весьма сомнительны. Иванов, который долгие годы сам работал и учителем, и директором школы, утверждает, что практически невозможно обеспечить процесс качественного усвоения материала школьниками в классах, где состоит по 30-40 детей.
Еще одно препятствие, по словам специалиста, на пути получения детьми знаний — это крайне загруженная программа. А с учетом классов по 35-40 человек процесс усвоения материала каждым ребенком в отдельности становится и весьма изнуряющим.
Иванов подчеркнул, что оптимизация напрямую ударила и по дидактическим кадрам. За период воплощения этой реформы из отрасли образования ушло более полутора тысяч специалистов. Преимущественно это учителя сельских гимназий и воспитатели из детских садов.
"Вузы Молдовы ежегодно готовят порядка двух тысяч молодых специалистов для сферы образования. Из них в районы отправляют 300-400 человек. Фактически приезжают на работу около двухсот специалистов, а под конец учебного года остаются единицы. Это происходит потому, что с такой мизерной зарплатой молодые специалисты не держатся за профессию, у них просто нет стимула для этого", — отметил председатель профсоюза.
Он добавил, что молодые специалисты думают о том, как обустроить свое будущее, обеспечить свою семью. А на зарплату начинающего учителя в две тысячи леев, по словам Иванова, молодой специалист сам вряд ли проживет. Выручают, как всегда, ветераны отрасли, учителя, перешагнувшие пенсионный возраст, но еще работающие.
Иванов также отметил, что даже не стоит сравнивать те условия, которые были созданы для молодых специалистов во времена Советского Союза, и сейчас. "Это — небо и земля", — резюмировал глава профсоюза.