Для Александра Пушкина проведенный в южной ссылке, в том числе и в Молдове, 1821 год вобрал в себя еще более уникальное явление, дыхание которого в виде "Болдинской осени" предстанет только в 1830 году. Это "Бессарабская весна". Этой странице мировой пушкинистики в 2016 году исполняется 195 лет.
Подробностями того периода с корреспондентом поделился известный пушкинист Виктор Кушниренко.
В Кишиневе Пушкин жил у наместника Инзова, в доме боярина Иордаке Донича. Теперь это чудное и памятное место с любовью называют "Пушкина горка". Поэт часто спускался в город, гулял в саду, влюблялся в местных красавиц, посещал дома знатных греков, бояр, где шумно обсуждали каждую весть о ходе восстаний в Молдове и Валахии – под руководством Александра Ипсиланти и Тудора Владимиреску.
В черновиках поэта в тот период – сотни рисунков красавиц, вождей, гетеристов, пандуров. Но все это среди удивительного пира творчества. Пушкин полагал, что все эти события будут иметь историческое значение, что вскоре все изменится, и он сможет быстро вернуться в Москву, Петербург. Но с чем он вернется из легендарных мест Овидия?! Конечно же, с новыми поэмами и стихами!
По скромным подсчетам, в марте-мае 1821 года молодой Пушкин создал, задумал, начал более 60 сочинений, из них – 45 поэм и стихотворений. Поэт закончил работу над поэмой "Кавказский пленник", написал новую поэму "Гаврилиада", начал новые поэмы "Бахчисарайский фонтан", "Братья разбойники", "Влюбленный бес".
Из 40 стихотворений 16 имеют твердую фиксацию по датам. Среди созданного – первое программное стихотворение "Чаадаеву", послания В. Давыдову, Дельвигу, Гнедичу, Катенину, Баратынскому, Алексееву, стихотворения "Война", "К моей чернильнице", "Аделе", "Горишь ли ты, лампада наша", "Наперсница моих сердечных дум", "Кинжал", "Дионея", "Кто видел края, где роскошью природы" и другие.
Сам Пушкин в 1830 году, сообщая об итогах вдохновения в Болдине, признавался П. А. Плетневу: "Скажу тебе за тайну, что я в Болдине писал, как давно уже не писал".