Специально для Sputnik Дарья Чернега
В интернете был брошен клич о помощи. Инициативная группа распространила петицию к президенту с просьбой снять обвинения с Виктории Прутяну. В результате, 22 декабря девушку перевели из СИЗО под домашний арест. В настоящее время осужденной запрещено разговаривать с посторонними. Корреспондент Sputnik пообщался с теми, кто знает детали этого случая.
Как это было? Версия защиты и свидетелей
Адвокат Виктории Прутяну Вадим Виеру добивается полного снятия обвинения со своей подзащитной. Юрист настаивает на том, что действия девушки должны быть квалифицированы не как убийство, а как самооборона. По словам Виеру, девушка систематически терпела издевательства мужа. Однажды, будучи на заработках в России, бывший супруг избил беременную на седьмом месяце Викторию до такой степени, что она потеряла еще не родившегося малыша. Этот случай, кстати, корреспонденту Sputnik подтвердила и бабушка осужденной.
"Когда она потеряла ребенка, я была с ними в Москве. Только работала в другой бригаде. Он похоронил того ребенка под деревом", — рассказала Анна Бэрбуца.
Издевательства, по словам родственников, продолжились и после возвращения в Молдову. Адвокат утверждает, что начиная с июня 2014-го года, то есть за полгода до трагедии, Виктория жаловалась на побои в социальную службу, полицию села Онешть, где она проживает со своей семьей. Правоохранительные органы даже издали распоряжение о защите девушки и детей, запретив ее мужу на определенный период приближаться к дому.
"Даже если возбуждалось уголовное дело по факту насилия в семье, полицейские выписывали ему штраф. В своей объяснительной агрессор признавал насильственные действия. Признавал, что бил ногами, и объяснял это тем, что Виктория пыталась сопротивляться", — рассказал адвокат.
Односельчане Виктории Прутяну подтверждают – погибший много пил и вел себя агрессивно.
"После того, как они развелись, он к ней приходил только тогда, когда напивался. Когда был трезвый, даже не смел разговаривать. А как напьется, скандалил, прыгал на нее с ножом, залезал в дом через окно", — поделилась деталями со Sputnik кума осужденной Надежда Котеля.
В день трагедии события развивались стремительно. Согласно данным свидетелей, бывший муж в очередной раз устроил скандал с погоней, побоями и угрозами. Девушка взяла в руки нож. Когда агрессор подошел к ней сзади, она нанесла удар, лишивший мужчину жизни. При составлении уголовного дела прокуратура решила, что в составе преступления нет признаков самообороны.
Почему такой большой срок?
За убийство бывшего мужа Виктория Прутяну получила 3 года и 8 месяцев тюрьмы. 9 февраля суд района Страшены должен озвучить мотивационную часть своего решения. Обвинение требовало для девушки максимального наказания – 15 лет лишения свободы. Прокурор Василий Голбан пояснил, что если бы Прутяну сразу раскаялась и признала свою вину, тогда рассмотрение дела пошло бы по упрощенной процедуре. В таком случае обвинение попросило бы для нее не 15, а 10 лет тюрьмы. Пока рассматривалось дело, прокуратура опиралась исключительно на бумаги. Согласно медицинскому отчету, на теле Прутяну не обнаружено следов побоев и насильственных действий. Это позволило сделать вывод, что в момент трагедии, жизни девушки ничто не угрожало.
"Мы рассмотрели возможность переквалифицировать ее действия, если они соответствуют состоянию аффекта. Но есть медицинский отчет, в котором говорится, что в момент совершения преступления она сохраняла полную способность контролировать свои действия, касательно вопроса самообороны. У нас не было права, данных и реальной возможности квалифицировать ее действия иначе, чем это прописано в обвинении", — заявил Sputnik прокурор Василий Голбан.
Сторона обвинения не исключает, что опротестует приговор в Апелляционной палате после того, как первая инстанция объявит мотивацию своего решения. Если Прутяну вновь окажется за решеткой, то ее дети отправятся в приют.
А дети?
Прокуроры просят внести ясность. У Виктории Прутяну не пятеро детей, а двое. Еще две девочки – родные сестры, которых девушка взяла под опеку после смерти родителей. В любом случае, все они сейчас проживают в ветхом доме, который много лет назад им выделила примэрия как социально уязвимой семье. В жилище нет ни света, ни газа, а на окнах вместо стекол — фанера и полиэтилен. Сейчас Виктория не имеет права общаться с посторонними и выходить из дома даже в случае, если дети заболеют, и им понадобится врач. Несколько раз в неделю семью навещает бабушка Виктории. Она приезжает из соседнего села Зубрень, и, судя по всему, забрать детей к себе не может.
"Чем я им могу помочь? Только добрым словом, больше ничем. Я сама больная – диабет, высокое давление, проблемы с ногами", — рассказывает бабушка.
Возраст девочек, о которых должна заботиться Виктория, – от трех до 13 лет. Со всеми домашними делами они справляются самостоятельно — топят печь, стирают, иногда ходят в магазин за продуктами. Единственный источник дохода этой семьи — пособие, которое получает Виктория. Оно составляет 1800 леев. После того как эта история получила огласку, семье Прутяну начали помогать неравнодушные люди.
"Оказалось, что им нужно все! Когда мы поняли, что любая помощь будет полезна, я выставила в интернете обращение и люди мобилизовались. До сих пор привозили посылки с одеждой, обувью и едой. Сейчас передают чистящие средства и просто добрые слова. Звонила семья из Италии, и сказала, что готова помогать так долго, сколько потребуется", — рассказала Sputnik лидер инициативной группы по сбору помощи Анастасия Кукуруз.
В настоящее время петицию с просьбой снять обвинения с Виктории Прутяну подписали более 13 тысяч человек.