КИШИНЕВ, 18 фев — Sputnik. Забор на латвийско-российской границе действительно будет. Высотою в два метра, из толстой проволоки диаметром не менее 3,3 мм, по верху пущена скрученная спиралью колючая проволока. Металлические панели крепятся к бетонным столбам, врытым в землю. В общем, обычный забор, на некоторых предприятиях ограды посерьезнее. Корреспондент Sputnik Latvija задался вопросом: откуда же такая цифра — 17 миллионов евро?
Перед визитом на границу Sputnik проделал домашнюю работу, позвонив в несколько фирм, изготавливающих и устанавливающих заборы. Ограда такой высоты и толщины стоит около 23-27 евро за метр. То есть 90 километров забора по ровной земле обойдутся максимум в 2,5 млн евро. А на что же будут потрачены еще 15 млн?
Чтобы показать Sputnik, что и зачем строится между Латвией и Россией, латвийские робежсарги пригласили нас на границу и вывели к тому самому месту, где будет пролегать суперзабор.
В тёмно-синем лесу
Вместе с нашим гидом-проводником, по совместительству начальником службы обеспечения Вилякского государственного пограничного управления Юрисом Дмитриевсом мы месим лесную грязь сапогами. Участок, где должен стоять забор, пока представляет собою лесной массив. Стоим в чаще, доехать до которой по занесенной снегом дороге смогли только на пограничном джипе.
"Здесь будет забор, который отделит Латвию от России", — показывает Юрис на два столба.
Один из них полосатый, зелено-красный, с российским гербом. Другой белый, с двумя тёмно-красными полосками, символизирующими флаг Латвии. Между ними маленький бетонный столбик. Столбы стоят в узком коридоре между двумя лесными массивами.
Коридор называется "визор", он будет расширен до просеки. Для этого каждая сторона вырубит лес на полтора десятка шагов от границы. Латвийская сторона — на 12 метров, российская — минимум на 10. За несколько лет Латвия и Россия просеками почти полностью обозначили границу.
Интересуюсь, кто заплатит за вывоз леса и входит ли это в стоимость установки забора.
Юрис рассказывает, что разметкой территории, расчисткой 12-метровой лесополосы занимается совместная латвийско-российская демаркационная комиссия. Работу по определению границы на всех участках комиссия закончила в этом году.
На вопрос, почему работа шла так долго, Юрис пожимает плечами.
"Это вопрос не ко мне, а к политикам, причем с нашей стороны, к тем, кого давно у власти нет. Спорные моменты по границе наши страны решили только в 2007-м, при премьере Калвитисе. Тогда же начались работы по демаркации границы. Хотя сами понимаете, две страны разделить — это не две дачи забором разгородить. Общая граница — 274 км, проходит через реки, глухие леса и болота", — рассказывает он.
В 2009 году определили, как именно будет работать демаркационная комиссия, кто в нее будет входить. Три года решали, как должна быть подготовлена документация и юридическая база. И только в 2012 году начали работать геодезисты и картографы. По каждому участку определяли, будет граница пролегать именно здесь или немного подвинется. Сейчас уже установлено 637 пограничных знаков с гербами наших государств.
"Зачем это границу двигать?" — уточняю, заступив в болотистую лужу.
"Для удобства охраны", — терпеливо поясняет пограничник, протягивая руку и помогая вылезти из трясины.
"Чтоб и наша сторона, и российская могли контролировать саму границу. А не так, чтоб у кого-то было болото без подходов, а у другой стороны — отличный кусок сухого леса. Приходилось меняться кусками государственной территории, передвигая границу метров на десять туда-сюда. Что-то мы отдали, что-то отдали нам, в результате никто ничего не потерял, а граница удобная", — говорит Дмитриевс.
Стой, стрелять буду!
Преображающаяся граница, вдоль которой мы идем, немного похожа на запущенную стройку. Где-то уже повален лес, где-то уже вывезен. Видно, что обустройство в процессе.
Недоумеваю, как же до этого задерживали нарушителей границы.
"С трудом, и без особого смысла", — вздыхает Юрис, напоминая, что только в 2013 году незаконное пересечение границы стало уголовным преступлением, а не административным правонарушением.
"Поймаешь контрабандиста, он свой груз скинул и твердит, что просто гулял. Грибы собирал, к примеру, в декабре. Фиксируешь, отвозишь на границу, оформляешь протокол и отпускаешь. И он тут же опять на границу", — сетует Юрис.
"Стоять! Робежсардзе!" — нас, кажется, нашли. Так и есть, пограничный наряд с собакой проходил мимо, нашел оброненную перчатку и пошел по следу. В наряде мужчина с рюкзаком и миловидная женщина с собакой.
Юрис объясняет, кого он привел на границу и разрешил подойти к пограничным столбам, куда закрыт доступ всем, кроме пограничников. Наряд возвращается к своему маршруту, а мы — к своей прогулке.
"Так вы и ловите шпионов?" — интересуюсь я.
"Да какие тут шпионы?" — смеется пограничник.
По его словам, раньше были только контрабандисты и местные грибники, теперь еще прибавились нелегальные мигранты из стран Востока, пересекающие нашу страну транзитом.
"Грибники после того, как границу обозначили, сюда забредать перестали, контрабандисты переключились на перевозку людей. В 1991 году пограничники только основные дороги контролировали. Люди, знающие лесные тропы, только так туда-сюда сновали", — рассказывает Юрис.
Но уже в 1992-м, как он говорит, взяли под контроль всю границу. А два года назад, в 2013, после того как пересечение границы стало уголовным преступлением, задержали всего несколько человек с грузом контрабандных сигарет.
Почему иногда нельзя вернуть обратно нарушителя, для чего нужна контрольно-следовая полоса и кто чувствует себя на границе как дома, Sputnik расскажет сегодня вечером. Следите за нашими публикациями.