Невесело началась весенне-летняя сессия парламента: то новые микрофоны отказывались работать у депутатов, то оппозиция не задерживалась на рабочем месте, объявляя "молчаливый протест", то коммунисты и либерал-демократы решили избавиться от своих бывших коллег, призывая их уйти из парламентского бюро и из руководства самых различных комиссий.
Эту скучнейшую вереницу парламентской "бытовухи" разорвал генеральный прокурор Корнелиу Гурин, объявивший в пятницу о своей отставке. Заявление было неожиданным, но, похоже, знаковым. Оно уже наталкивает ряд экспертов на определенные мысли: как новый политический сезон стартовал, так он и пройдет.
Уходят все
Впрочем, прогнозов можно и не делать. Ряд ключевых фигур исполнительной власти уйдут с постов самостоятельно. Это и Юрий Чокан, глава Центральной избирательной комиссии, и Михай Балан, директор СИБ, и Серафим Урекян, председатель Счетной палаты, — у них в этом году завершается срок мандатов. В марте сложит свои полномочия и президент страны Николай Тимофти… Но это так, к слову.
Хотя, не исключено, что отставка генпрокурора — это первый шаг по переформатированию власти, о котором не так давно говорил спикер парламента Андриан Канду. Естественно, это напрямую затронет и правоохранительную систему страны. Например, новый Закон о прокуратуре вступит в силу уже с 1 августа. Он предусматривает внутреннюю независимость прокуроров и расширенный срок их полномочий.
За переформатирование власти в некотором роде выступает и оппозиция, ратуя за досрочные парламентские выборы. Нынешняя отставка Гурина, безусловно, принесет ей (оппозиции) политические очки, так как во время своих акций протеста и правые — платформа "DA", и левоцентристы — Партия социалистов и сторонники Ренато Усатого требовали этой отставки.
Лидер ПСРМ Игорь Додон в пятницу еще раз отметил, что очень важно, кто сейчас станет руководителем Генпрокуратуры. Он также заявил, что оппозиция будет настаивать и на отставке главы Национального антикоррупционного центра, Национальной комиссии по неподкупности и Координационного совета по теле- и радиовещанию.
Уход Гурина из прокуратуры еще не означает его уход в тень. Не исключено, что это может быть хорошо продуманная комбинация: уходит Гурин сейчас, но приходит Гурин потом, когда вступит в силу новый Закон о прокуратуре. Если вдуматься в слова, которые "фигура дня" озвучил с парламентской трибуны, то такой сценарий вполне имеет право на существование.
"Хочу поблагодарить вас за то, что вчера приняли Закон о прокуратуре. Должны последовать системные изменения для реформирования системы. Закон предусматривает новый механизм отбора и назначения генерального прокурора. Вот почему я решил прийти в парламент и сложить с себя мандат", — заявил Гурин.
Цель — Конституция
Теперь — внимание! Согласно новому закону, генпрокурор назначается сроком на семь лет (а не на пять, как сейчас). Его кандидатуру предлагает Высший совет прокуроров, а не спикер парламента. И при таком раскладе генпрокурор не подчиняется ни парламенту, ни президенту.
У Гурина срок полномочий истек бы через полтора года, но с учетом того, что новый закон вступит в силу уже в этом году, отставка генпрокурора — шаг неизбежный. Главная деталь заключается лишь в том, как красиво уйти, чтобы красиво вернуться и…остаться.
Дело в том, что, принимая Закон о прокуратуре, законодатели должны "подкорректировать" Конституцию, в которой четко сказано, что прокурор назначается сроком на пять лет, а нужно семь. То есть, внедрение реформы прокуратуры напрямую связано с изменением Высшего закона страны. Конституцию хотят изменить все: и представители правящего альянса, и оппозиция. А поправки будут касаться не только процедуры избрания генпрокурора, но и главы государства. Учитывая, что политические оппоненты заинтересованы в быстром решении вопроса о выборах президента, Конституцию уже скоро "обновят".
Но зато между стартом и финишем этого процесса исключено избрание генерального прокурора, а значит, его временные обязанности могут исполнять тот же Гурин или один из его нынешних заместителей. Как только поправки вступят в силу, назначение Гурина на должность генпрокурора станет очевидным фактом.
Если, конечно, осенью не состоятся досрочные парламентские выборы, которые могут привести к обновлению политического класса…
Впрочем, "политическая мозаика" в нашей стране меняется очень стремительно, из-за чего прогнозы политологов и всевозможных политаналитиков напоминают предсказания экстрасенсов, которые, к сожалению, а чаще всего, к счастью, не всегда сбываются.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.