КИШИНЕВ, 27 фев — Sputnik. Полная мобилизация — именно это требуется от правительства для реализации всех пунктов Соглашения об ассоциации Молдовы — об этом заявил премьер Павел Филипп. Ведь за весь 2015 год, из 100 проектов законов в рамках Соглашения, парламенту были представлены только 32. Каким образом сформировался этот "долг" Молдовы перед ЕС? Об этом рассуждает политолог Вячеслав Бербека.
"Эти задолженности возникли из-за двух проблем — из-за нестабильной политической ситуации, которая была в Молдове в 2015 году — смена нескольких правительств, а во-вторых — из-за отсутствия политической воли Кишинева. А если говорить о главной проблеме, о том, что не было реализовано, в первую очередь бросается в глаза отсутствие реформ в юстиции. Есть и другие проблемы, но юстиция нуждается в срочном оздоровлении", — отметил Бербека.
Смогут ли молдавские власти после крайне политически нестабильного 2015 года "догнать и перегнать" — в сжатые сроки, выполнить задолженности перед Евросоюзом? Почему бы и нет, говорит политолог.
"Я не вижу каких-либо серьезных проблем, при наличии политической воли власти в реализации Соглашения об ассоциации. Нет ничего, чтобы мешало внедрить это соглашение, на мой взгляд", — добавил эксперт.
В свою очередь экс вице министр иностранных дел Молдовы Юлиан Гроза сказал корресплонденту Sputnik, что власти Молдовы не могут не выполнить взятые на себя обязательства перед Брюсселем, в первую очередь из-за экономической зависимости страны от Евросоюза.
"Я думаю другого выхода нет. Есть недавно опубликованные выводы Совета ЕС, где позиция ЕС о возобновлении помощи Молдове высказана очень внятно. Там есть 13 пунктов. Главные приоритеты для правительства Молдовы. И правительству нужно уже показывать реальные результаты, так как месяц прошел с момента избрания правительства, а конкретных результатов еще нет", — сказал Гроза.
Соглашение об ассоциации, включающее и Соглашение о свободной торговле, было парафировано на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе 27 ноября 2013 года и подписано 27 июня 2014 года. По мнению части экспертов, экономическая часть соглашений не способствовала увеличению импорта молдавской продукции на европейские рынки и вызвала сложности во взаимоотношениях с восточными торговыми партнерами.