КИШИНЕВ, 15 мар – Sputnik. Федерация профсоюзов транспортников и дорожного хозяйства (ФПТДХ) требует от правительства принять срочные меры по восстановлению социально-экономической ситуации в отрасли, ухудшившейся из-за нехватки финансирования.
В тексте обращения структуры в адрес правительства указано, что целый ряд предприятий по указанной причине сталкивается с серьезными проблемами. В частности, из Дорожного фонда на счета фирм не поступило около 300 миллионов леев за проделанную работу. Это привело к задолженностям по заработной плате в январе-феврале этого года. В связи с этим федерация требует выплатить накопившиеся долги.
Деньги уйдут в примэрии
Проект утвержденной правительством налогово-бюджетной политики на 2016 год предусматривает включение налога на транспорт в систему местных сборов и исключение налога за использование дорог из системы дорожных сборов. Таким образом, налог на транспорт будет иметь тот же статус, что и налог на недвижимость. Это нововведение и вызывает опасения у профсоюзной организации.
"Дорожный фонд хотят распределить таким образом, чтобы его средства поступали в местные администрации. Но, исходя из тех нюансов и решений, которые приняты, данный налог поступит на счета местных властей как налог на имущество. И никто не гарантирует, что эти деньги будут использованы на дорожные нужды", — заявил Sputnik руководитель Федерации профсоюзов транспортников и дорожного хозяйства Борис Рожневски.
По его мнению, все это грозит тем, что предприятия останутся без финансирования, а население – без хороших дорог.
"Примэрии будут принимать окончательное решение и начнут использовать деньги по своему усмотрению. Вопрос заключается в том, что если в сентябре прошлого года правительство приняло постановление забрать 500 миллионов леев из Дорожного фонда и передать на социальные нужды, то нет гарантий, что подобное решение не будет принято на уровне местных властей", — сказал Рожневски.
Полная децентрализация государственных фондов
Федерация профсоюзов транспортников, по словам Рожневски, считает, что если в Молдове принято решение о децентрализации средств Дорожного фонда и обеспечении местных органов власти административной и финансовой силой, нужно сделать тоже самое и с другими Фондами – социального, медицинского страхования. Тогда, по мнению профсоюзов, деньги из Дорожного фонда будут идти на дорожные нужды.
"Мы провели пленум федерации профсоюзов, встречу с руководством министерства, разговаривали на разных уровнях. Считаем, что мы должны защитить свою отрасль", — сказал Рожневски.
Есть, по словам главы ФПТДХ, и другая проблема. Молдова может потерять европейские деньги, предназначенные на содержание дорог.
"Деньги из разных международных структур поступают к нам при условии выделения финансирования на содержание и обслуживание дорожной сети и магистралей. Если мы сами сокращаем финансирование этих целей, международные организации просто не выделят нам те гранты, которые должны по достигнутым ранее договоренностям. Так мы попадаем под удар и международных структур, и наших", — сказал Рожневски.
Нет денег – нет зарплат
Вместе с тем, на некоторых профильных предприятиях заработную плату сотрудникам не выплачивают уже несколько месяцев. В том числе, речь идет об АО "Drumuri" и АО "Magistrala" в Бельцах. Где-то работники не получают деньги с декабря прошлого года, где-то – с начала этого года.
"У нас есть еще поставщики – те, кто снабжает наши предприятия материалами и энергоресурсами. В таком случае наши предприятия остаются один на один с поставщиками. Тут есть еще один серьезный момент. Государство задолжало большие суммы за выполненный объем работ. Например, долги государства перед АО "Drumuri Яловены" составляют 11 миллионов леев. В тоже время Налоговая служба блокирует им счета за то, что это предприятие не выплатило в качестве налогов около миллиона леев. Такая ситуация у нас регистрируется во всей республике", — сказал Рожневски.
В конце февраля работники одного из дорожно-строительных предприятий провели акцию протеста в городе Резина, требуя своевременной выплаты зарплаты, которую они не получали в течение нескольких месяцев. Деньги, предназначенные для аванса, на счета компании поступили, но в итоге на них был наложен арест.
Проблему пытались решить еще в прошлом году, когда исполняющим обязанности премьер-министра был Георге Брега. Тогда профсоюзы дважды встречались с ним. Речь шла о том, что власти не будут применять такие санкции, не станут блокировать счета предприятий, перед которыми у государства есть задолженности.
"К сожалению, друг друга мы не услышали. На государственном уровне нужно было принять решение, чтобы налоговые органы относились с пониманием к таким предприятиям, которые хотят платить налоги, но не могут", — считает Рожневски.
Сейчас профсоюзы ждут официального ответа властей. Обычно правительство отвечает на подобные обращения структуры в течение 7-10 дней.