Итак, в воскресенье, 27 марта, местные унионисты со своими единомышленниками из Румынии вновь наступили на те же самые грабли, что и в прошлые годы. Широко растиражированное как массовое празднование очередной годовщины "дня объединения", собрало в центре Кишинева всего около пяти тысяч человек.
Большинство с ироничной критичностью восприняли эти посылы унионистов. Но определенную тревогу в сознании некоторых наших земляков они посеяли.
Кто заинтересован в объединении…
Берусь утверждать, что сами апологеты унионизма, как из Кишинева, так и из Бухареста, прекрасно знают, что никакого объединения Молдовы и Румынии не будет. Ни в ближайшее время, ни в отдаленной перспективе. Моя уверенность в этом опирается на анализ нынешнего миропорядка.
Судите сами — в Европе сейчас наступили смутные времена. Волна терроризма накрывает одну страну Старого континента за другой. Проблема мигрантов, хлынувших сюда, заставляет правительства Шенгенской зоны не только укреплять свои границы, но и задумываться о судьбе ЕС вообще. Еще недавно сыто спокойные страны Европы вздрогнули под натиском чуждого им менталитета "нежданных гостей".
И вот на этом фоне одна из беднейших стран Европы — Румыния, якобы, возжелала объединения с такой же нищей Молдовой? Так ли это? Обратим внимание лишь на один факт. Широко разрекламированный в Кишиневе документ об объединении Молдовы с Румынией — это всего лишь "творение" одного человека — румынского политолога Петришора Пею.
По мнению этого экс-советника одного из экс-премьеров соседнего государства, только Румыния может стать покровителем и адвокатом Молдовы в тот момент, когда Евросоюз "увлекшись" своими проблемами даже не смотрит в сторону нашей страны.
Румынскому оракулу вторят и некоторые его молдавские коллеги. Вторят по причине и того, что поток западных грантов, на которые они безбедно жили до сегодняшнего дня, ощутимо истощается. А те, которые и приходят, местные власти планируют взять под строгий контроль.
Суммируя все вышеперечисленное, смею утверждать, что вопрос объединения Молдовы с Румынией — это чисто идеологический проект, рассчитанный на достижение нескольких определенных целей. Среди них — накопление политического капитала его буревестниками, то бишь пропагандистами из числа румынских и молдавских политтехнологов, экспертов и им подобных идеологических пахарей. А также превращение его, политкапитала, в денежный эквивалент и в вожделенную власть.
А король-то голый…
Фиаско последней манифестации унионистов 27 марта наталкивает на определенные размышления о недавних заявлениях и планах Траяна Бэсеску. Их можно расценить, как желание этого правого популиста использовать подмостки молдавской политической сцены для второго пришествия во власть.
Сегодняшнее активное сопротивление "унире" со стороны граждан Молдовы ставит жирный крест на планах Бэсеску выступить в роли объединителя Молдовы с Румынией. Кроме того, само участие экс-президента Румынии в этом проекте весьма чревато для политической судьбы Михая Гимпу и его ближайшего окружения, а также таких записных местных унионистов как Анна Гуцу, Виталия Павличенко и остальных. Румынский политический тяжеловес подомнет их под себя, отобрав чужой электорат. И не будут же тогда Гимпу с племянником кричать, что они "святее папы". То есть большие румыны, чем Бэсеску.
Для них присутствие Бэсеску в молдавской политической действительности — это полный крах и забвение. И наоборот, фактор Бэсеску, вероятнее всего, заставит консолидироваться противников унионизма в Молдове. Но только при условии, что вопрос объединения станет когда-нибудь актуален для граждан страны.
Я уверен, как писал выше, что разговоры об "унире" — это сегодня чистый сюр. Поэтому их удел, наверное, стать разменной монетой в предвыборных баталиях в Молдове.
По-моему, нам всем пора понять, что Румыния и Молдова — это два суверенных и братских государства. У каждого своя судьба. Но нужно продолжать развивать экономические и культурные связи, опираясь на то, что нас объединяет в этом неспокойном мире.
Ну, а во что превращается желание идти против естественного процесса современности, наглядно продемонстрировали 27 марта в центре Кишинева события, которые вновь оказались выброшенными на обочину истории.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.