То, что происходило в Кишиневе 24 апреля в воскресенье, многие видели по ТВ, читали текстовые онлайн — трансляции на различных сайтах, в том числе и Sputnik Молдова, сообщения в фейсбуке.
Дежавю с 7 апреля 2009 года у оппозиции не получилось. Хотя в сети вдруг засветилась наша "профессиональная телевизионная революционерка" со товарищи, позировавшая на площади. Ироничные улыбки вызвало и появление там же некоторых либерал-демократов. Чистый садомазохизм, когда этих партийцев и их лидера da-исты размазывают по стенке, а они пытаются сказать: frate, мы свои…
Нет, это был не их день, и потому, наверное, эти спорадические эпизоды мелькнули, не задержавшись в медийном пространстве.
То, что осталось за кадром: конспирологическая версия
Накануне протеста в СМИ появилось сообщение, что правоохранительные органы задержали нескольких человек, которые готовили провокации 24 апреля. Почему-то мало кто обратил на него внимание. Также, как и на последовавшее за ним заявление министра внутренних дел Александра Жиздана о неотвратимости наказания для тех, кто в воскресенье выйдет за рамки закона. А пропустили напрасно…
Это были очень серьезные сигналы со стороны власти лидерам Платформы: господа, мы знаем о ваших планах по дестабилизации ситуации в стране.
Нэстасе и его сподвижники все поняли правильно. Потому и вели себя так осторожно. Вспомните, как требовательно и настойчиво Андрей Нэстасе призывал наиболее агрессивных протестующих у офиса Владимира Плахотнюка не провоцировать полицию…
Напрашивается вывод: задержание, по определению полиции, в корне разрушило планы митингующих провокаторов. И, выводя людей в воскресенье, лидеры Платформы должны были по ходу действия импровизировать. К этому они не были готовы. Сказалось, наверное, и отсутствие соответствующего опыта.
Как результат, случилось то, что мы видели. Привычные речевки, а потом — иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…
Вообщем, с большой долей уверенности можно сказать, что воскресное выступление Платформы DA закончилось политическим фиаско.
Что день грядущий им готовит…
Многие политологи задаются сегодня вопросом, какова дальнейшая судьба Платформы DA? Ведь, по сути, она была создана и заточена ее германскими "затворниками" для борьбы до победного конца над ненавистным им Владимиром Плахотнюком. Борьбы как-то не получается, победы — не видно, а деньги имеют обыкновение заканчиваться.
Кроме того в политической жизни Молдовы, по сути, началась кампания по выборам президента. Нэстасе настроен поучаствовать в ней. События воскресного протеста недвусмысленно показали — лидер da-истов вполне серьезен в намерении стать президентом страны.
Вот тут возникают еще вопросы, а готовы ли вкладывать деньги Виорел и Виктор Цопы в раскрутку своего бывшего адвоката?! Не посещает ли их мысль, что каждый должен знать свое место?
Каков бы ни был ответ, мне кажется, что после воскресного протеста Платформы, она обречена на роль "середнячка". Где-то рядом с остатками либерал-демократов.
В любом случае, как я уже недавно писал, ситуация, когда это формирование попало в цугцванг, будет для него только ухудшаться. Количество не всегда переходит в качество. Тем более и само количество симпатизантов этому движению, как мы смогли убедиться 24 апреля, сокращается подобно шагреневой коже. А некоторые из тех, кто покинул DA, совсем неплохо устраиваются даже в силовых структурах страны…
Немного о пользе знать арифметику
Странные у нас представления о походе во власть. Вышло, к примеру, определенное количество людей на улицу или на площадь, воздвигли трибуну, обратились их лидеры к собравшимся с призывом свергнуть опостылевшее руководство страны, привели свои аргументы, приправили их эмоциональными перчинками и завлекушками, — и пошло…
А еще, если безымянные и небезымянные интернет-храбрецы во имя своих интересов подключаются к кампании… выйдет всегда, что вышло.
Вот конкретный пример. Майя Санду. Чем пристальнее вглядываешься в созданный в СМИ образ молдавской политической альтруистки, тем отчетливее видишь всю виртуальность этой фигуры, ее сторонников и тех, кто оставаясь в тени, лепит ее сегодняшний образ.
Проезжал я относительно недавно через Оргеев, где наша "героиня" пыталась собрать подписи для регистрации своего политформирования. Жалко мне стало эту женщину, которую анонимные "скульпторы" ваяют на роль совершенно не свойственную ей. Она бы в кабинетной тиши с финансовыми отчетами работала. А здесь отвечай на претензии горожан, сумей доказать им, что белое это черное, или наоборот. Ладно бы вести диалог, так они же мимо тебя проходят, как будто ты пустое место. Больно, это, наверное.
Поэтому, когда накануне воскресного протеста Платформы прочитал в интернете, что Майя Санду планирует принять в нем участие, сразу почувствовал за этим сообщением указующий перст "скульпторов". Она и появилась там. Но видно здравый смысл восторжествовал, и Санду не поспешила на трибуну, а просто растворилась в толпе собравшихся.
Это всего один из характерных для сегодняшней Молдовы примеров виртуальной политической арифметики. Такой же как заявление Андрея Нэстасе на пресс-конференции в понедельник, что они планировали участие в протесте 150 тысяч человек. Да!!!
А вот другой арифметический пример. На этот раз конкретный, лежащий, как говорят, на поверхности. Его подсказал мне мой друг очень далекий от политики.
В Молдове где-то один миллион 700 тысяч избирателей. На центральной площади в Кишиневе 24 апреля было около 10 тысяч человек. Это приблизительно 0,6 процента от граждан, имеющих право голоса.
И лидеры этих 0,6 процента хотят навязать большинству электората Молдовы свою волю?
Как говорят, без комментариев!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.