КИШИНЕВ, 26 апр — Sputnik. Тридцать лет назад на Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв одного из реакторов. Последствия этого происшествия известны всем и "аукаются" до сих пор.
Тех, кто родился в этот год в Европе и европейской части СССР, называют "чернобыльским поколением", и Молдове это понятие не требует расшифровки.
Тех, же, кто принял участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, именуют "чернобыльцами" — именно так, в кавычках, не по месту жительства, а по подвигу. Как "афганцев", наших воинов-интернационалистов.
Эксперт: радиация из Чернобыля Молдове не угрожает>>>
Чествовать молдавских "чернобыльцев" в год 30-летия аварии уже начали. В Кишиневе и по всей стране проводят различные мероприятия.
Председатель Чернобыльского союза Молдовы Тудор Кэпэцинэ, выступая со сцены, не мог не вспомнить то, что он и многие другие его соотечественники пережили три десятка лет назад:
"Это была страшная катастрофа. Ночью в 1.23 на станции прогремело два взрыва. Началась утечка радиации, зона вокруг станции и все жилые районы поблизости были заражены. Город Припять эвакуировали, но лишь спустя 14 часов. Все жители города, в том числе и дети, были под воздействием радиации все это время. После взрыва на место происшествия начали прибывать рабочие. Среди них были и жители Молдовы. Люди отдавали свои жизни, чтобы построить над реактором саркофаг. Если бы этого не было сделано, то жители Украины, Белоруссии, России и всей Европы получили бы огромные дозы радиации".
В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС участвовало около 3550 жителей Молдовы. На сегодняшний день из их числа остались в живых порядка 2200, подавляющее большинство из них — инвалиды различных групп из-за того, что получили большую дозу радиации.
Сергей Сулин — художник и дипломированный архитектор, член Союза художников Молдовы и Ассоциации русских писателей, возглавляет Товарищество русских художников РМ "М-АРТ" и преподает рисование в школе искусств имени Алексея Стырчи.
Собеседнику было 28 лет, когда его в мае 1987 года отправили на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС. Он был назначен командиром взвода роты радиационной химической разведки. В "мертвой зоне" (так чернобыльцы называют территорию отчуждения) Сулин провел месяц, навсегда изменивший его жизнь.
"За один месяц пребывания в Чернобыле я получил дозу облучения в 10 бэр. Так записано в военном билете. Вместе со мной в зоне работали тысячи людей, сложно было вести учет, кто какую дозу облучения получил. Туда ехали молодые и здоровые, а домой возвращались больные", — рассказал художник.
Теперь он инвалид второй группы и на 70 процентов неработоспособен.
"Испытываю сильные боли в спине. Каждый год все "чернобыльцы" проходят медицинский осмотр. Мы имеем право на поездку в санаторий и некоторые бесплатные лекарства", — сказал Сулин.
Облучение, полученное на станции и в зоне поражения, имело серьезные последствия не только для "чернобыльцев", но и для всех жителей региона — Украины, европейской России, Белоруссии, Молдовы, Польши и т.д.
Много больных детей родилось в Молдове в год аварии.
"Моя жена тогда беременной ходила. Рассказывала, что когда отдыхала в парке, рядом с ней пчелы на землю падали замертво. У моей старшей дочери нет одной почки. У младшей тоже проблемы со здоровьем — повышенное давление. Два-три раза в неделю из-за сильных головных болей она не ходит в школу", — отметил собеседник.
Чернобыль для художника, конечно же, сквозная тема творчество. За последние 12 лет Сулин организовал около 200 выставок, посвященных ЧАЭС, зоне отчуждения, ликвидаторам аварии.
В настоящее время Сулин ищет спонсоров для издания художественно-публицистического альбома "Чернобыльский репортаж". Государство на этот практически бесплатный с точки зрения больших чисел проект не готово потратить ни гроша. Равно как и на музей и памятник, посвященные ликвидации аварии на ЧАЭС.