Родиться в СССР и не побывать в Молдове — это, как минимум, неприлично, полагает Николай Стародымов, журналист, писатель, заместитель начальника издательско-информационного управления Международного сообщества писательских союзов (МСПС) России. Стародымов стал гостем состоявшегося в Кишиневе литературного фестиваля "Пушкинская горка", а также выступил собеседником корреспондента Sputnik Молдова.
- Николай Александрович, вот Вы, наконец, и в Молдове. Чем запомнится наша страна Вам после хоть и небольшого, но насыщенного пребывания здесь?
— Замечательными людьми, любящими Молдову, Россию, Пушкина и русский язык. Все здесь насыщено теплотой как погодной, так и душевной. Из окна гостиничного номера, где меня поселили, видна церковь — это всегда добрый знак.
- Насколько, на Ваш взгляд, народы Молдовы и России остаются близки через 25 лет пребывания в иных политических границах?
— Русская традиция в Молдове сохраняется, развивается, выкристаллизовывается, живет настоящей, а не кабинетной жизнью — это видно невооруженным глазом. Наши народы объединяет не только культурное наследие, но и общая социальная и политическая память. Это я позволю себе заметить как участник Афганской кампании, где представители наших народов воевали бок о бок.
- Где и когда именно Вам довелось служить в Афганистане?
— Был я там с 1985 по 1987 год. Находился в Шинданде в составе пятой гвардейской дивизии в качестве военного корреспондента. Имею двадцать боевых выходов, один раз ходил на караван, присутствовал и при десантировании на моджахедов.
- Что делает военный журналист во время боя?
— Главная задача военного журналиста в боевых условиях — смотреть и не мешать. Человек без соответствующих военных знаний, навыков и опыта, если находится не на своем месте, то становится помехой для своих. Будни бок о бок с рядовыми бойцами я описал в своей книге "Боевой дневник Афганской войны".
- Насколько справедливо, на Ваш взгляд, оценивают Афганскую кампанию в современном обществе, политике?
— Вопрос сложный и требующий дать слово историкам, политологам, военным экспертам. Со своей стороны замечу, — сегодня нужно, в первую очередь, обеспечить достойную помощь участникам военных конфликтов — тем, кто жертвовал собой, исполняя воинский долг. С этой целью мы в России намерены настаивать на создании министерства либо государственного комитета по вопросам участников войн. Нужна именно государственная структура, чтобы грамотно распределять выделяемые властями средства на поддержку ветеранов.
- В каких еще военных кампаниях Вам довелось участвовать?
— В обеих чеченских войнах. И, знаете, есть существенное отличие между ними и афганской войной. Если в Афгане мы знали, что те, кто стреляют, — чужие, то в Чечне те, кто стрелял, и те, кто нас не любил, все равно оставались своими. Мы жили и живем с ними в одном государстве
- Николай Александрович, спасибо Вам за этот разговор. Возвращаясь к его началу, отмечу — хочется надеяться на то, что конфликтов в мире будет как можно меньше. И, уверен, литература, культура и общая наша жизнь вразумит горячие головы, и мир наступит на сотворенном природой и подаренном человечеству пространстве.
— Спасибо и Вам! Готов с большим удовольствием приехать в Молдову снова.