Всем известно крылатое выражение: "О, спорт, ты — мир!". Звучит гордо, романтично. Поэтично! Но ведь слово "мир" имеет несколько значений. Есть и такое: мир как окружающая нас реальность. Чувствуете, начинает попахивать холодным прагматизмом?! А если еще и прилагательное прибавить — международно-политическая реальность, то от романтики в этой фразе и вовсе ничего не останется. И получится совсем иной смысл: спорт, ты — мир, то есть такой же, как окружающая нас действительность, насквозь пропитанный политикой! Брр!!!
Очевидно, именно такой посыл миру — в данном случае, нам, то есть мировой общественности — адресовали члены Международного Олимпийского комитета, приняв решение абсолютно несуразное, неспортивное и немотивированное. Они явно втягивают спорт в политику! Так что "дело", которым члены МОК помахивают с прокурорским видом, касается не только России, но и всех нас. И посыл их ясен. С таким посылом нас скоро всех "посчитают" — вот только за кого?
Знаете, по мне, так уж лучше бы послали прямым текстом, по крайней мере, это было бы по-мужски. И было бы на что ответить! А так, на что отвечать вот в этом тексте: "МОК на саммите в Лозанне поддержал решение Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), которая ранее оставила в силе дисквалификацию Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) и отстранила российских легкоатлетов от международных соревнований".
Даже в дурном сне трудно было себе представить, чтобы главный олимпийский штаб, прикрываясь своей дочерней, полностью ему подчиненной структурой в виде IAAF, вдруг проштамповал решение, которое напрочь подрывает три главнейших принципа олимпийского движения, существовавшие с незапамятных времен, так сказать, задолго до Кубертена. Вот эти три принципа, напомним их господам Томасу Баху и Сº. Первый, все тот же "О, спорт, ты — мир!", означает: спорт должен способствовать устранению конфликтов. А МОК, в данном случае, пошел на явный конфликт. Второй принцип: спорт должен быть вне политики. И третий принцип, известный не то что олимпийцу, а любому спортсмену-юниору: "Главное не победа, главное — участие".
Как можно было "отстранять" Российскую федерацию легкой атлетики, если сам смысл Олимпиады и того же МОК — участие?! Ну не нравятся вам какие-то спортсмены, кажутся они вам на допинг "не чистыми", — не пускайте их. Позвольте российской легкоатлетической структуре набрать других, "чистых". Но вы же лишили ее такой возможности, забанив ее участие!!! Вы заменили лозунг "Не может быть иных спортсменов, кроме "чистых" на лозунг "Не должно быть никаких спортсменов!".
В истории олимпиад бывало всякое, бывали и бойкоты. Тоже, конечно, по политическим мотивам, а не спортивным, но тогда особо "разухабистые" страны сами не приезжали на Игры. Но вот чтобы олимпийцы бойкотировали олимпийцев, чтобы МОК собственноручно обесценивал олимпиаду, которую должен организовывать, а заодно и дискредитировал все ее возможные рекорды, которые будут установлены в отсутствие одной из ведущих команд и тут же будут поставлены под сомнение — такого еще не бывало! И не могло быть!
Но… мир не стоит на месте. А с ним и спорт. Вот только движутся ли они в нужном направлении? МОК сам, без спортсменов, установил рекорд, а в какой дисциплине — об этом, дорогой читатель, ты догадаешься без труда. И обидно, что дисциплина эта стала теперь еще и олимпийской. Самое приличное ее название — подковерная борьба. Классический древний вид, но совсем из другой оперы.
Конечно, с допингом нужно бороться. Но если, сражаясь с допингом, борются только с Россией, то, будьте уверены, все тайные потребители стимуляторов сейчас вздохнули с облегчением. И с удвоенной энергией — в буквальном смысле! — приготовились ехать на Олимпиаду-2016: теперь-то их никто не "засечет".
А что делать честным спортсменам — которых то пускают, то не пускают? Как им уловить движение маятника? Этот вопрос внезапно стал актуален для всех государств-членов олимпийского движения, в том числе и для Беларуси, уделяющей большое внимание спорту. Кто-то скажет: тренироваться! Верно… Но с другой стороны, против лома нет приема. А то, что МОК стал ломом в чьей-то руке и применяется очень избирательно — это уже факт. И кто знает, на чью голову этот лом опустится в следующий раз?
Ответа нет. И гарантий — тоже. Вот и получается, каков мир — таков и спорт?!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.