Несколько дней назад ушел из жизни великий русский и абхазский писатель Фазиль Искандер. Он дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе и дважды ее не получал, хотя его произведения — это классика. Не строгая и чеканная, а наполненная философской глубиной мысли, замешанной на искрящемся юморе.
Вот только несколько афоризмов писателя: "Мудрость — это ум, настоянный на совести". Или — "Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости".
Почему я из сотен афоризмов Искандера выбрал именно эти? Об этом чуть ниже.
А пока немного жизненной прозы. Когда пришло сообщение о смерти великого писателя, я попросил корреспондентов Sputnik Молдова организовать пару комментариев по этому печальному случаю. Как вы уже, наверное, догадались большинство опрошенных слыхом не слыхивали, что на Земле был такой писатель.
Ладно. Вспомнил я тогда про старого друга, который со своим покойным отцом — очень известным молдавским литератором отдыхал однажды в Коктебеле в Доме писателей, когда там был и Фазиль Искандер. Подумал, может помнит мой друг, хотя он и был тогда ребенком, какие-то подробности о совместном времяпровождении своего отца и Фазиля Искандера.
Почему в Молдове опасаются вспоминать советские времена
"Знаешь, — ответил на мою просьбу приятель, — помню я много. Но скажу только, что, когда они вдвоем сражались в бильярд, я хныкал, что хочу на пляж. Ни о чем другом вспоминать не буду, так как представляю бурную негативную реакцию бывших коллег отца по писательскому цеху. Типа — продался русским, позоришь свою страну и тому подобную ересь".
Мой приятель горько усмехнулся. А я без труда понял незаконченную им мысль. Эти критики вчерашнего, когда-то раздобревшие на прославлении так ненавистного им сегодня советского прошлого, сейчас пытаются быть святее Римского папы в своей "безоглядной" любви ко всему румынскому, европейскому, американскому, дабы отработать за свою лицемерную неистовую любовь — чем больше клялись в верности и почитании того времени, тем больше бьют лбы в клятве обожания сегодняшнего.
Правда, любовь эта какая-то странная, можно сказать беспредметная. Ведь они, нынешние члены Союза писателей, не создали в последние десятилетия ничего такого, чтобы прославить Молдову, свое имя на мировой писательской арене. Если я ошибаюсь, поправьте меня.
А денег хочется. Вот и думают они, что за одни крики о любви ко всему западному и за проклятия всего прошлого, связанного с Советским Союзом, Россией их долго будут содержать на денежном довольствии. Наивные!
Но пока они, эти творцы, чувствуют себя уверенно. И знаете почему? Потому что — "А судьи кто"?— те, кто заседают сегодня в парламенте, те, кто "властью улицы" пытаются решить свои проблемы? Почему-то эти персоны, облеченные властью, в большинстве своем напоминают людей, которые пытаются выдать себя за "отличников", имея в своих документах об образовании очень посредственные оценки.
Чем закончился наш маленький эксперимент
Наткнулся недавно на свое прошлогоднее эссе, написанное для сборника "Мой Кишинев". Вот отрывок оттуда: "Скулянка. За окном тот же прошлый век. На месте нынешних корпусов обувной фирмы "Зориле"- тогда был огромный черешневый сад. За ним прячется одноэтажное здание молдавской школы №22, где завучем трудилась мама. Весна. Учитель ботаники Александр Бусуйок, отец классика молдавской литературы Аурела Бусуйока, учит меня делать прививку деревьям. Его жена, учительница начальных классов в этой же школе, замечает, что мне это не очень интересно и обращает мое внимание на буйное цветение черешни…
Эту белую кипень, тонкий аромат которой словно спеленал нас тогда, вспоминаю иногда, читая книги Аурела Бусуйока. Как и тот цветущий черешневый сад, которого уже давно нет, как и того здания школы, полы в которой пахли горьковатым запахом мастики".
Этот отрывок подтолкнул к небольшому эксперименту. Интересно стало проверить, кто из нынешних депутатов читал Аурела Бусуйока.
Конечно, опрос был выборочный. Оказалось, что некоторые помнили этого прекрасного писателя, который не пресмыкался перед сильными мира сего, за что и страдал. Таких людей было мало, но они были.
Наши журналисты решили продолжить эксперимент. Мы попробовали узнать не только у депутатов, но и у других представителей местного истеблишмента об их знании знаменитых представителей румынской литературы, философской мысли. Предметом опроса стали вопросы типа: кто написал всемирно известный роман "Братья Ждер", какого румыно-французского писателя и драматурга можно назвать самым значительным драматургом после Эжена Ионеско, кто такой Эмиль Мишель Чоран, чем прославился Николае Паулеску?
Я думаю, что вы уже догадались, какое нас ожидало разочарование…
Для тех, кого интересуют ответы на поставленные вопросы, вот они в соответствующем порядке:
1. Михай Садовяну;
2. Матея Вишнека;
3. Эмиль Мишель Чоран — известный философ-мыслитель, писатель и эссеист;
4. Николае Паулеску был одним из создателей инсулина.
Это я все к тому — "А судьи кто", политические законодатели — кто? Короче, кто сегодня учит молдавское общество, как ему жить.
"Мудрость — это ум, настоянный на совести"
Помните афоризм Фазиля Искандера, который я привел в начале колонки? Так вот ум не только, думаю, дарится нам генами родителей, но формируется под влиянием мировой культуры. Так, наверное, как понятие совести мы черпаем на примере родителей, героев литературных произведений, друзей и врагов.
Я не хочу делать никаких очевидных выводов. Они будут по своей сути не объективны. Но то, что я писал выше, все-таки обязательные компоненты при формировании той или иной власти. В какой пропорции — трудно определить. Но, что они должны присутствовать, — это точно.
Может и потому покидают Молдову ее граждане, что понимают, — "неладно что-то в Датском королевстве"?
Как вы думаете?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции, но это можно обсудить.