КИШИНЕВ, 2 сен — Sputnik. Исламисты и радикалы, наоборот, заинтересованы в создании хаоса и беспорядков. В этих условиях Россия может оказывать стабилизирующее воздействие на ситуацию в регионе, считает Косачев.
Президент Узбекистана Ислам Каримов в результате перенесенного ранее инсульта скончался в реанимации. Косачев выразил слова искреннего соболезнования родным и близким Каримова, всему узбекскому народу.
"Уход Ислама Каримова, безусловно, потрясение для Узбекистана и его элит. Вопрос "что дальше?" волнует всех, и Россия, конечно же, не исключение", — заявил парламентарий журналистам.
Стабилизирующий фактор
"Есть факторы, дающие надежду на сохранение стабильности в переходный период, а есть и те, которые настораживают. Осторожный оптимизм внушает тот факт, что сами узбекские элиты не заинтересованы в дестабилизации обстановки. Им есть что терять", — сказал Косачев.
В стране есть разные группы, интересы которых не совпадают, и от их способности договориться между собой зависит судьба страны, а во многом и региона, добавил он.
Роль России
По словам сенатора, "Россия в этом смысле может оказывать стабилизирующее воздействие: мы не делали и не делаем ставку ни на кого и ни на что, кроме мира и благополучия, и можем работать с любым легитимным преемником".
Косачев отметил, что за негативными примерами того, что бывает в случае антиконституционных сценариев смены власти далеко ходить не надо — Украина живет два года в условиях гражданской войны, конца которой не видно, несмотря на все усилия влиятельных внешних игроков.
Исламисты и радикалы
"Но есть, конечно, и те, кто заинтересован в дестабилизации посткаримовского Узбекистана. Прежде всего, это, разумеется, радикальные исламисты. Известное "Исламское движение Узбекистана" сейчас выдавлено в Пакистан и Афганистан, но, конечно же, с радостью вернется при первых признаках хаоса. Как и боевики "Исламского государства" (запрещено в РФ) и Аль-Каиды", — считает Косачев.
Парламентарий напомнил также, что Узбекистан уже пережил смуту – прежде всего, серьезные волнения в 2005 году в Андижане.
"И тогда у Ташкента возникли подозрения в том, что за беспорядками мог стоять Вашингтон. В результате США лишились военной базы в республике и доверия ее руководства, хотя до того сближение с Америкой было заметным – Узбекистан вошел тогда, в частности, в антироссийский по своей сути проект ГУАМ, который в тот период именовался ГУУАМ", — сказал глава комитета СФ.
Интересы США
По мнению Косачева, "интерес Вашингтона к Узбекистану может сегодня резко возрасти, как в связи с необходимостью перевалочной базы в Афганистан, так и в принципе в связи с острой нуждой в надежных союзниках в регионе, на который США сегодня обращают особое внимание". Общеизвестно, что Америка умеет извлекать гораздо больше пользы из хаоса, чем из стабильности в таких регионах, добавил он.
Другое дело, что стабильность крайне нужна всем соседям Узбекистана и основным региональным игрокам: России, Китаю, Ирану.
"И, несмотря на те или иные различия в их позициях и интересах, все больше утверждается общий взгляд – проблемы региона должны решать сами государства региона, без "чужаков"", — отметил сенатор.
По его словам, именно эта философия лежит в основе все активнее развивающейся ШОС, как и других кооперационных и интеграционных проектов. "Поэтому здесь есть кому помочь новому руководству Узбекистана справиться с переходными трудностями и удержать страну от скатывания в анархию и внутренние конфликты, если сами лидеры и элиты Узбекистана не наделают роковых ошибок", — подчеркнул глава комитета СФ. "Поэтому пока бы я склонялся к умеренно-оптимистическому сценарию", — заключил политик.