КИШИНЕВ, 21 сен — Sputnik, Николай Костыркин. На днях СМИ постсоветских стран облетела новость — в украинском Подольске осквернили и разграбили мавзолей Григория Котовского.
"День открытых дверей в мавзолее Котовского — тупо настежь, саблю и ордена украли до нас", — сообщила в facebook одесская журналистка Мария Ковалева, снабдившая публикацию фотографией черепа комкора.
Этот пост "пережил" не один десяток репостов, а многие телеканалы и блоги поспешили заявить, что мавзолей разграблен. Но видеосюжет журналистки все расставил по местам, хотя ситуация при этом предстала еще более плачевной.
А ключевыми в интернет-сообщении Ковалевой на самом деле оказались слова "украли до нас".
Накануне вердикта
Весной этого года мавзолей Котовского взломали сторонники украинской националистической партии "Свобода". Весенний взлом мавзолея сопровождался обращением к главе Одесской областной государственной администрации Михаилу Саакашвили с просьбой демонтировать это строение.
А теперь, 28 сентября, местные власти должны решить вопросы о сносе мавзолея и о захоронении останков красного командира.
СМИ цитируют по этому поводу начальника Управления обеспечения деятельности подольского исполкома и горсовета Елену Чуприну: "Мы получили письмо из Министерства культуры, в котором нам дали инструкцию, как в рамках политики декоммунизации решить вопрос с мавзолеем. Сначала нужно перезахоронить Котовского. После этого мавзолей будет выведен из списка объектов культурного наследия, что даст возможность его снести или перенести куда-то".
Злопамятные оккупанты
Котовский — легендарная личность, уроженец Бессарабии, король преступного мира, участник Гражданской войны и один из инициаторов создания Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики на левом берегу Днестра.
Те, кто знаком с историей нашей страны, без труда отметят, что без Котовского современной молдавской государственности не было бы. Именно ему, "бессарабскому Робину Гуду", мы обязаны идеей возникновения МАССР, ставшей базисом для образования МССР. Правда, сам Котовский этого не увидел — он был убит в 1925 году, за 15 лет до присоединения своей родины к Советскому Союзу.
И, может быть, сам Григорий Иванович и хотел, чтобы его похоронили в родной Бессарабии, за свободу которой, — как ее понимал, — он сражался, уже будучи красным командиром.
Но местом упокоения Котовского стал городок Бирзула, который с 1935 года стал Котовском, а в нынешнем, 2016-м, в результате "декоммунизации" Украины — Подольском.
Известно, что тело комкора (командира корпуса — ред.) на следующий же день после гибели было забальзамировано и помещено в мавзолей. Стеклянный саркофаг с телом красного командира был установлен на небольшой глубине, в котором постоянно поддерживался определенный уровень температуры и влажности. Рядом с саркофагом, на атласных подушечках хранились награды Григория Ивановича — три ордена Боевого Красного Знамени, а чуть поодаль, на специальном постаменте находилось почетное революционное оружие — инкрустированная кавалерийская шашка.
Мавзолей был открыт для посещения, перед ним проводились военные парады, приносили присягу пионеры.
Во время оккупации края, в 1941 году, 6 августа, румынские солдаты, чьи старшие родственники, возможно, бегали от кавалеристов Котовского на полях сражений Гражданской войны, разбили саркофаг Котовского и выбросили останки в свежевырытую траншею вместе с трупами расстрелянных местных жителей. Но многие жители Котовска, возможно, до сих пор помнят, что буквально в те же дни рабочие железнодорожного депо во главе с начальником ремонтных мастерских Иваном Тимофеевичем Скорубским вскрыли траншею и перезахоронили убитых, а останки Котовского собрали в мешок и сберегали у себя до окончания оккупации в 1944 году.
СССР нет, но он живет в памяти >>>
Мавзолей комкора был восстановлен в 1965 году, правда в уменьшенном виде по проекту одесского архитектора Проценко. Теперь это — стела, венчающая склеп, где кости Котовского покоятся в гробу.
На семи ветрах
Представший в видеосюжете украинских журналистов, мавзолей сегодня представляет крайне удручающее зрелище. Почти впритык он огорожен жалким забором из шифера, проржавевшие двери в усыпальницу красного командира не заперты. Охраны объекта нет, даже пожилой смотритель, как водится в подобных случаях, отсутствует. Верхней части гроба нет, и кости Котовского кое-как укрыты красной парчой. В соцсетях пишут, что отсечена только верхняя часть гроба, как делается при вскрытии — чтобы кости не сгнили.
Когда-то власти МССР, еще на заре создания республики, обращались в Москву с просьбой решить в пользу Молдавии вопрос о перезахоронении тело Котовского. Но в итоге им отказали.
Руководство современной Молдовы далеко от стремления почитания красного командира на официальном уровне. "Под занавес" Союза в Кишиневе был ликвидирован Музей Котовского и Лазо. Сейчас в этом старинном здании на улице Букурешть — танцевальные классы. А о том, что здесь когда-то хранились для всеобщего обозрения личные вещи двух героев Гражданской войны, напоминает лишь барельеф с буденовкой и саблей. "Танцы с саблями", как пошутил один мой коллега по редакции…
Кстати, о сабле
Наградное оружие Котовского, ранее, по слухам, хранившееся в мавзолее, в 2013 году было запечатлено в руках экс-президента Молдовы Владимира Воронина во время празднования дня рождения красного комкора.
Это — Почетное революционное оружие со знаком ордена Красного знамени, учрежденное в 1920 году. Такие сабли были вручены считанным людям, всего 21-му человеку, среди которых Семен Буденный, Михаил Тухачевский, Климент Ворошилов и этнический молдаванин Михаил Фрунзе.
Теперь же удостоенный такой чести при жизни, Котовский сегодня не нужен ни помешавшейся на борьбе с советским наследием Украине, ни уже давно отказавшейся от всего неевропейского Молдове. За достойную жизнь населения обоих этих нынешних государств ратовал красный комкор и делал это так, как понимал, вне рамок демагогии и бюрократии, что присуще современным "борцам".
И даже если найдутся несогласные с этой точкой зрения, то среди людей грамотных уж точно не должно быть противников того, что Котовский — это тоже часть нашей истории, требующей изучения и сохранения.