КИШИНЕВ, 24 окт — Sputnik. Расформировав интернаты и получив сотни вольно шатающихся по городам и селам беспризорников, власти Молдовы озаботились созданием приюта нового образца.
Планируют его открыть в 2017 году. Между тем все те, кто мог там оказаться, начинают мерзнуть на улицах, продолжают перебиваться случайно добытой едой, травиться клемм и в ряде случаев промышлять кражами.
Все начинается с семьи
Проблема бомжующих детей в Молдове стоит очень остро. Специалисты, работающие с беспризорниками, отмечают, что к уходу из дома детей подталкивают многочисленные и глубокие психологические проблемы.
"Семья сейчас в нашей стране поставлена в сложные условия выживания. Нередко финансовые трудности доводят родителей до аморальных проявлений. Они устанавливают жесткий контроль над детьми, плохо к ним относятся. Не секрет, что случаи насилие в семьях участились. Результат — дети уходят, чтобы почувствовать себя более свободными и независимыми", — считает психолог Елена Ковалева.
Все чаще в Молдове встречаются неполные семьи. Мужья и жены уходят от родных или надолго уезжают на заработки. Для ребенка, особенно в сельской местности, уверены специалисты, это зачастую означает одно и то же — отсутствие полноценного внимания, заботы, ласки.
А детей доверяют не только другим родственникам, но нередко посторонним людям — соседям, друзьям семьи, нанятым по объявлениям воспитателям.
"В итоге ребенок начинает испытывать психологический дискомфорт. Подчас он просто убегает из той среды, которая ему не по душе. Кстати, улица детям кажется привлекательнее — они чувствуют свободу и ответственны сами за себя. Нет постоянного надзора и придирок взрослых", — сказала Ковалева.
Клей и алкоголь
Поэтому среди таких детей и подростков нередки случаи самоубийства, но чаще всего — ухода в наркоманию как способ не переживать проблемы. Легче всего практически бесплатно достать клей. Его-то и нюхают маленькие бомжи. Алкоголь — также неразлучный спутник групп беспризорников.
"В уличной среде ребенок научится только общению и выживанию, но встречаются среди таких детей те, кто и в 16 лет не может ни читать, ни писать — школу несовершеннолетние бродяги, конечно же, не посещают. Их университетами становятся старшие товарищи, просвещенностью и моральной чистоплотностью как правило не отличающиеся", — отметила Ковалева.
Истоки проблемы
Апеллируя к своему опыту, такие дети воспринимают взрослого как врага, жестокого, безжалостного. А представления из раннего детства органично дополняют образы преследующих их полицейских, злых сторожей, брезгливо смотрящих в их сторону обеспеченных прохожих. И хорошо, что не у каждого малолетнего беспризорника появляется мысль о том, чтобы "ваше сделать нашим", потому что "вы плохие и меня не любите, и я вам отомщу".
"Такие дети не поддаются традиционному воспитанию и обучению. Здесь нужно искать творческий подход к каждому отдельно, чтобы преодолеть этот психологический барьер", — подчеркнула психолог.
Простой совет специалиста взрослому — не считать себя выше ребенка. Это так просто, но кто сможет подойти к такому вопросу реально по совести?
Где найти специалистов?
И до сих пор у государства не нашлись ресурсы для того, чтобы создать альтернативную услугу по комплексной поддержке и реабилитации несовершеннолетних.
"Речь идет не только о том, чтобы поместить ребенка в теплое помещение и уложить спать в чистую постель, а о том, что c каждым несовершеннолетним должен индивидуально работать высококвалифицированный специалист, который поможет ему социализироваться. Специалистов такого класса ни в стране, ни в Кишиневе мы набрать пока не можем", — констатировал Цэруш и добавил: на работу такого центра может потребоваться до нескольких миллионов леев в год >>>
Изыщет ли такие средства государство или же снова поступится будущим самых беззащитных в нашем обществе — детей?