- Зачем необходимо отключать гаджеты в самолете? Неужели смартфоны и планшеты могут привести к авиакатастрофе?
— К авиакатастрофе привести не могут, но дискомфорт для пилота при заходе на посадку создадут. У телефонов достаточно мощный сигнал, а антенна располагается вдоль салона. Поэтому включенные телефоны создают помехи и влияют на радиостанцию и другие приборы, которые нам помогают точно управлять самолетом. Они создают помехи, которые могут косвенно повлиять на работу пилота. В хорошую, ясную погоду это не так страшно, но в плохих погодных условиях, когда итак тяжело садиться, телефон может навредить.
Лично у меня был в практике случай, когда при заходе на посадку кто-то включил телефон, и я не смог выйти на связь с диспетчером.
- Что едят пилоты? И правда ли, что пилотам дают разную пищу во время полета, чтобы предотвратить отравление у обоих?
— Это обязательно так. Это правило. Раньше, когда советский экипаж состоял из четырех человек — питание троим давали одинаковое, четвертому — командиру давали отдельное.
Сейчас два разных меню — одному, например, рыбу, другому курицу.
- А что едят пилоты, это такая же еда — как у пассажиров бизнес-класса или эконом?
— Если мы работаем 20 дней в месяц и будем кушать то, что дают пассажирам, наши желудки не выдержат. Компания заинтересована, чтобы летчики были здоровыми, и, конечно же, у нас питание достаточно хорошее, умеренное.
- Чем занимаются пилоты во время полета?
— Контролируют параметры, ведут аудио связь, заполняют документы. Работы достаточно много.
— А какова реальная причина того, что при посадке свет в салоне приглушается?
— Свет приглушают для того, чтобы глаза пассажиров были адаптированы к темноте снаружи в случае экстренной ситуации и эвакуации из салона.
— Что делает одного пилота лучше другого? Получают ли лучшие пилоты лучшие маршруты и самолеты?
В каждой компании есть программное планирование. Программа разбрасывает рейсы всем одинаково, независимо от каких либо показателей — сегодня рейс в Москву, завтра в Верону, к примеру.
— Сталкивались ли вы с дебоширами на борту? И чем отличаются молдавские пассажиры от иностранных?
Критическое время — вечерние рейсы в субботу и в воскресенье. В это время пассажиры бывают "в хорошем настроении", возвращаясь к родным из Москвы или Италии. Но наши стюардессы научились уже и с ними справляться.
Кроме того, сейчас люди стали чаще летать, и почти нет таких, которые впервые садятся в самолет. Поэтому наши пассажиры практически уже не отличаются от европейцев.
— Жесткая посадка — от чего зависит, от профессионализма и опыта пилота или от других факторов?
— Все зависит от метеоусловий. При тумане, дожде и ветре уже не до мягкой посадки. Тогда хочется быстрее сесть на полосу, остановиться и отвезти вас домой.
В английской фразеологии мягкая посадка называется "Kiss landing" —посадка как поцелуй. Аirbus и Boeing не рекомендуют так садиться, потому что у них система торможения включается автоматически после того, как обожмутся амортизаторы на основных стойках. Их рекомендуется тормозить с легкой перегрузкой для того, чтобы стойки быстрее отжались, вышли спойлеры, открылся реверс с тем, чтобы уменьшить длину пробега. Иными словами, мягкая посадка не является правилом для Аirbus и Boeing. Чем быстрее коснешься полосы — тем быстрее остановишься. Для того, чтобы была мягкая посадка — нужно потерять до 400 метров.
При хорошей погоде и длинной полосе, конечно же, можно ее себе позволить, но при отсутствии этих условий, когда уже не до комфорта — мы осуществляем уже так называемую "рабочую посадку".
А в целом, нынешние самолеты позволяют садиться полностью в автомате и без помощи пилота. При хорошей видимости самолет сейчас совершает посадку практически в автоматике.
— Современные авиалайнеры гарантируют безопасность перелетов?
— Я не могу сказать, что они гарантируют, но по крайней мере, они сделаны так, чтобы летчику было легко работать, а все таки человеческий фактор остается самым главным.
— Какие самые старые самолеты, летающие на линиях авиакомпаний, обслуживающих наших пассажиров, и в каком они техническом состоянии?
— Дело в том, что у современных самолетов Airbus и Boeing нет срока службы, они не сделаны по системе советских. У них нет определенного ресурса — 10 или 20 тысяч часов. Но у них есть ресурс на компоненты. Двигатель, к примеру, должен эксплуатироваться — 2 тысячи часов, насос-2 тысячи часов. И каждый раз, когда истекает срок — все это заменяется. Все самолеты проходят сейчас техническое обслуживание по правилам европейских организаций. Наши самолеты в хорошем техническом состоянии, и сильно изношенных нет.
— Как часто проходят пилоты курсы по поддержке квалификации?
— Согласно минимальным требованиям раз в шесть месяцев мы должны пройти обучение на авиационном тренажере. Все компании периодично также проводят тренинги и экзамены.
— Где готовят отечественных пилотов и бортпроводников?
У нас есть Государственный центр подготовки, есть еще румынская компания, которая готовит пилотов в нашей стране. Квалификацию коммерческого пилота также можно получить в Вадул-луй-Водэ. Пилоту для того, чтобы получить лицензию коммерческого пилота, нужно обучаться около полутора лет. На бортпроводников учатся около полутора месяцев.
— В нашей стране могут подготовить хороших и профессиональных пилотов?
— Конечно. У нас нормальная школа и хорошие инструктора. Мы готовим первоначальных пилотов, а потом, когда человек набирает опыт по 500- 600 летных часов, он может пойти обучаться управлению пассажирского самолета. Подготовка пилота управлять авиалайнерами типа Аirbus производится уже на территории европейских государств.
— То есть, если хочешь осуществить свою детскую мечту и стать пилотом, не обязательно ВУЗ заканчивать?
— Сейчас уже не обязательно. Только изменились экономические условия. Если в советские времена поступали в училище через конкурс, где было 100 человек на место, то сейчас в принципе может стать летчиком любой здоровый человек, у которого есть достаточно денег для того, чтобы оплатить обучение.
Если обучаться базовому курсу и дойти до уровня пилотирования пассажирским самолетом — это обойдется порядка 80-100 тысяч долларов. Теперь не каждый способный человек может найти эту сумму денег для того, чтобы реализовать свою мечту. Базовый курс обучения стюардессы обойдется от 1,5 —2000 евро.
Продолжение следует…
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>