КИШИНЕВ, 20 дек — Sputnik. Это убийство потрясло весь мир. Посол России в Турции Андрей Карлов, убитый в понедельник подлыми выстрелами в спину на российской фотовыставке "От Калининграда до Камчатки" в Анкаре, был не только высоким профессионалом в дипломатии, но и прекрасным человеком.
Об этом говорят все, кто с ним работал. Такое же впечатление от общения с ним сложилось и у корреспондентов РИА Новости в Турции, несколько раз бравших у Андрея Геннадьевича большие интервью и часто встречавшихся с ним на различных мероприятиях.
ДИПЛОМАТ СОВЕТСКОЙ ЗАКАЛКИ
Это преступление сразу заставило вспомнить о массовом убийстве сотрудников российского посольства в Персии исламскими фанатиками в 1829 году. Среди погибших был глава дипмиссии Александр Грибоедов, автор знаменитой комедии "Горе от ума". В 20-е годы прошлого века жертвами покушений стали советские послы в Италии и Польше Вацлав Воровский и Петр Войков. И вот теперь, почти 90 лет спустя, – посол РФ в Анкаре Андрей Карлов…
Опытнейший дипломат еще советской закалки, в хорошем смысле этого слова, он родился в 1954 году, в 1976 году окончил МГИМО, с этого же года начал работать в системе МИД, занимая различные дипломатические должности в центральном аппарате министерства и его загранучреждениях.
"Я представитель третьего поколения в нашей семье, которое работает на дипломатической службе. Мой дед пришел на работу в МИД в январе 1922 года. Я рос в семье дипломата, и пример моих родителей имел для меня большое значение. В сентябре этого года исполнилось 40 лет, как я работаю в министерстве иностранных дел, и за эти годы я побывал на всех континентах, был даже в такой экзотической и далекой стране, как Фиджи. Где хотелось бы побывать еще? Весь мир объехать не удастся, а вот побывать в той стране, где начинался мой дипломатический путь — в Северной Корее, очень хочется", — сказал Карлов в своем последнем интервью РИА Новости.
Он рассказал, что начал работать в КНДР 13 сентября 1976 года в должности дежурного референта и был последним драгоманом министерства (официальная должность переводчика и посредника между ближневосточными и азиатскими державами и европейскими дипломатическими и торговыми представительствами).
"В ряде посольств в азиатских странах раньше была такая должность. Коллеги тогда смеялись: не перепутать бы драгомана с дромадером. Но через полгода эту должность упразднили и приравняли к должности атташе", — сказал посол.
В 2001-2006 годах Карлов являлся послом РФ в КНДР, в 2007-2009 годах – заместителем директора консульского департамента МИД России, а с 2009 года назначен директором консульского департамента МИД.
Указом президента РФ от 12 июля 2013 года был назначен чрезвычайным и полномочным послом России в Турции. Никто тогда не мог предположить, каким испытаниям вскоре подвергнутся российско-турецкие отношения, и как трагически оборвется дипломатическая карьера Карлова.
ОН ОТСТАИВАЛ ТВЕРДУЮ ПОЗИЦИЮ РФ И ПОМОГ НОРМАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ
Андрей Геннадьевич с самого начала кризиса после сбитого ВВС Турции над Сирией российского бомбардировщика Су-24 в ноябре прошлого года отстаивал твердую позицию России, которая требовала извинений от турецкой стороны. В то же время, не теряя надежду на то, что отношения двух стран в итоге нормализуются, он сделал все от него зависящее, чтобы это произошло как можно быстрее.
"Не мы были той стороной, по вине которой резко ухудшились российско-турецкие отношения. Уничтожение военного самолета — это беспрецедентный вызов России. Российское руководство повело себя предельно четко в этой ситуации. Президент РФ Владимир Путин с самого начала заявил, что должна сделать Турция для преодоления этого глубочайшего кризиса в наших отношениях. Поэтому следующий ход за турецкой стороной", — сказал посол в интервью РИА Новости в разгар кризиса после уничтожения российского самолета.
"Это был блестящий дипломат, он пользовался очень хорошей репутацией в стране пребывания, имел хорошие отношения и с руководством Турции, и другими политическими силами, пользовался у них уважением. Андрей Геннадьевич был и очень интеллигентным, мягким человеком, добрым", — сказал Владимир Путин в ходе встречи с Сергеем Лавровым, Сергеем Нарышкиным и главой ФСБ Александром Бортниковым после трагедии в Анкаре.
Глава государства рассказал, что был знаком с Карловым лично. "Знаю это не понаслышке, поскольку знаком с ним лично, и в течение моей последней командировки осенью этого года в Турцию он меня на протяжении всей поездки постоянно сопровождал", — добавил Путин.
"Посол Карлов, долгие годы работая в Турции, внес свой личный персональный вклад в развитие двусторонних связей с Турцией. Он сделал все для того, чтобы кризис в двусторонних отношениях, который был спровоцирован трагичными событиями годичной давности, после соответствующих извинений был преодолен", — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в эфире телеканала "Россия 24".
Она назвала это огромной потерей для всего мира. "Наш посол последние годы огромную часть своих усилий сосредотачивал на вкладе в сирийское урегулирование и стабильность в регионе. … Он понимал, что стабильность в регионе во многом является частью общемировой стабильности. Это должны понимать наши зарубежные коллеги", — сказала дипломат.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу также высоко оценил профессиональные качества погибшего российского дипломата и назвал его своим другом.
"Карлов был отличным дипломатом, в самых сложных условиях все делал для того, чтобы улучшить наши отношения. Но он не только был хорошим дипломатом, но и хорошим человеком, другом. Я лично испытываю огромную боль", — сказал турецкий министр.
ЕГО ДОБРОТА И СПОКОЙСТВИЕ КАЗАЛИСЬ БЕЗГРАНИЧНЫМИ
"В моей жизни, богатой на общение с чиновниками высшего ранга, было всего два человека, уважение и любовь к которым была выше просто журналистского уважения. Одним из них был Андрей Геннадьевич. Его доброта, спокойствие, мягкость, чувство юмора казались безграничными. Когда в период кризиса с самолетом турецкий МИД бесконечно вызывал его на "ковёр", мы брали у него интервью, и он усмехнулся: "Я уже предложил коллегам из МИД, чтобы мне там диванчик поставили…" — вспоминает глава представительства РИА Новости в Турции Алена Палажченко.
Один раз перед интервью корреспонденты РИА Новости задержались буквально перед входом в посольство, увидев коллегу, говорит Палажченко. "Я была в ужасе, когда, очнувшись, увидела, что посол терпеливо стоит в дверях, ожидая, пока я наговорюсь вдоволь со знакомым. А когда я, красная от стыда, проскользнула мимо него, лепеча извинения, он благодушно улыбнулся: "Что вы, что вы, ничего…" — вспоминает журналистка.
Можно долго рассказывать о его доброте и демократичности. "Например, когда после какого-то мероприятия в президентской резиденции я осталась посреди двора одна, а он махнул мне из машины: "Что стоите? Садитесь, подвезу". А в другой раз его машина с российским флагом ехала на такую же фотовыставку, а мы с коллегой просто шли по тротуару. И посол и его замечательная супруга опустили окна и с улыбками помахали нам. Это мелочи, но именно они ярче всего показывают, какой он человек.. "Был" не могу выговорить", — говорит Палажченко.
Сотрудники посольства рассказывали в частных беседах с корреспондентами РИА Новости, что относились к Андрею Геннадьевичу как к отцу, и шли к нему решать проблемы не как к послу, а как к доброму волшебнику, который спокойно выслушает и поможет. Он оставил о себе добрую память у всех окружавших его людей, для которых его гибель стала личной трагедией.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>